По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Системы поддержки принятия решений как гарантия выполнения персоналом требований к обеспечению безопасности движения

В. И. Воронцов заместитель начальника отдела анализа Красноярской железной дороги, аспирант, доцент, Красноярский институт железнодорожного транспорта, e-mail: vivdh@yandex.ru

Для поддержания необходимого уровня безопасности движения наиболее важным является процесс предупреждения возникновения транспортных происшествий или событий. Гораздо выгоднее и проще предупредить возникновение кризисной ситуаций, чем ликвидировать ее последствия.

Литература:

1. Бюллетень объединенного ученого совета ОАО «РЖД». — 2010. — № 3. — С. 46.

2. Методические указания по внедрению функциональной стратегии обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса в ОАО «РЖД». — 2009. — С. 18.

3. Фалеев М.И. Надежность технических систем и техногенный риск: Учебное пособие. — М.: Деловой экспресс, 2002. — 367 с.

4. Ларичев О.И. Теория и методы принятий решений: Учебник. — М.: Университетская книга, Логос, 2008. — 392 с.

5. Воронцов В.И. Учить руководить // Железнодорожный транспорт. — 2010. — № 7. — С. 40.

6. Воронцов В. И. Информационно­комуникационные технологии в управлении: монография / С. В. Куприенко. — 2015. — 245 с.

Для предупреждения возможного транспортного происшествия или события необходимо контролировать соблюдение норм безопасности при выполнении технологических процессов. Предупреждение базируется на основе мониторинга состояния безопасности движения, от качества, полноты и достоверности которого зависит точность предупреждений. При этом для решения данной задачи является важным определение критериев необходимости, обеспечивающих требуемый уровень контроля соблюдения норм безопасности в рамках технологических процессов. В зависимости от характера технологического процесса, существующей нормативной базы, применяемых методов (принципов) управления и опыта персонала организации, дополнительно вводятся критерии для определения необходимого контроля соблюдения норм безопасности в рамках технологического процесса.

Среди основных причин ошибок персонала железнодорожного транспорта (рис. 1) следует выделить [1]:

— отсутствие знаний и/или навыков;

— отсутствие инструментальной поддержки;

— усталость, перенапряжение, болезненные состояния;

— халатность, злой умысел.

Основными инструментами, обеспечивающими контроль соблюдения технологического процесса, являются [2]:

— технические средства с элементами интеллектуального управления, контролирующие соблюдение норм безопасности и блокирующие ошибочные действия персонала. Данные устройства должны иметь интерфейсы, обеспечивающие интеграцию в программные комплексы;

— программно­технические средства, обеспечивающие управление и дисциплинарный контроль соблюдения норм безопасности технологических процессов. Данные средства должны содержать соответствующие программные модули, обеспечивающие контроль, полученные данные, обработку и представление в удобном виде для решений и корректирующих действий;

— организационные средства: постоянный контроль соблюдения норм безопасности при выполнении технологических процессов путем непосредственного контроля, наблюдения (отслеживания) соответствующим персоналом хода выполнения процесса, а также ревизорских и аудиторских проверок апостериорной информации по процессам.

Для Цитирования:
В. И. Воронцов, Системы поддержки принятия решений как гарантия выполнения персоналом требований к обеспечению безопасности движения. Грузовое и пассажирское автохозяйство. 2021;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала