ISO 9001 — это система менеджмента качества (СМ или СМК). Она объединяет в себе совокупность действий и мер, благодаря которым формируют и внедряют модель управления процессами, происходящими на предприятии. ISO 9001 — это международный стандарт. При его внедрении для российских организаций используют национальный стандарт, полностью идентичный международной версии, — ГОСТ ИСО 90012015.
Когда могут быть использованы принципы ISO 9001
Этот стандарт универсален и может быть использован организациями любых форм собственности, функционирующими в разных сферах. Его внедряют на предприятиях тяжелой промышленности, в строительных компаниях, на пищевых предприятиях, в фирмах, оказывающих различные виды услуг.
Универсальность стандарта обусловлена принципами, заложенными в его основу, которые может использовать каждая компания:
• контроль безопасности и качества выпускаемого товара или оказываемой услуги;
• достижение удовлетворенности потребителя от приобретенного продукта или оказанных услуг;
• присутствие четкого распределения обязанностей между сотрудниками;
• налаженная система взаимодействия, объединяющая все подразделения компании;
• применение средств автоматизации для улучшения качества выпускаемой продукции или оказываемой услуги;
• получение от потребителей и контрагентов обратной связи и реагирование на нее посредством совершенствования технологий, корректировки действующей СМ, использования альтернативного вида сырья и т.д.
Обязательно ли внедрять СМК?
Использование принципов, заложенных в стандарте, не обязательно. Но каждая компания, которая принимает решение о необходимости их применения, получает массу преимуществ. Среди них:
• совершенствование происходящих процессов;
• полное устранение брака или его значительное сокращение;
• снижение затрат, в том числе и тех, которые фирма несла при выпуске бракованного или некачественного продукта;