Система менеджмента качества на предприятии (сокращенно — СМК) — это модель управления организацией, которая направлена на удовлетворение потребностей и ожиданий покупателей, инвесторов и других заинтересованных сторон, на достижение заданных показателей и результатов в области обеспечения качества выпускаемых товаров или оказываемых услуг. Порядок разработки с учетом специфики деятельности фирмы, внедрения и поддержания СМК на должном уровне определяется международными стандартами ISO или их российскими аналогами ИСО ГОСТ Р.
Использование в работе таких нормативов показывает, что организация придерживается мировых тенденций в бизнесе, нацелена на регулярное развитие и совершенствование производственных процессов. Для разных отраслей разработаны отдельные стандарты, которые описывают рекомендации для руководителей разных направлений деятельности. Рассмотрим некоторые из них.
ISO 9001:2015 — это базовый международный стандарт, который устанавливает правила и принципы построения СМК, применимые для юридических лиц разных направлений и масштабов деятельности, географического положения. Он основывается на таких принципах, как:
• лидерство руководства при одновременном вовлечении персонала в решение поставленных задач;
• учет и удовлетворение потребностей целевой аудитории;
• учет законодательных требований;
• создание механизма реагирования на отзывы, пожелания покупателей;
• обеспечение СМК необходимыми ресурсами, инфраструктурой для эффективного функционирования;
• персональная ответственность руководства за качество товара;
• мониторинг эффективности СМК;
• внутренний и внешний аудит;
• документирование.
ISO 9001 основан на процессном подходе. Он предполагает идентификацию процессов, которые требуют анализа и управления, принятие необходимых мер / внедрение процедур для повышения их результативности, документирование принятых решений.
Внедрение системы менеджмента качества на предприятии позволяет использовать передовые управленческие практики в целях обеспечения стабильно высокого качества выпускаемых товаров / оказываемых услуг. СМК основывается на принципе построения работы в четыре этапа: