По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 006.3

Системы менеджмента качества на предприятиях различных отраслей промышленности

Е.Д. Курбатова руководитель ЦС «Ростест Урал», г. Екатеринбург

Система менеджмента качества на предприятии позволяет повышать конкурентоспособность и поддерживать высокое качество продукции. В статье рассмотрены требования ИСО и порядок внедрения их в работу предприятий различных отраслей отечественной промышленности: пищевой, нефтегазовой, автомобильной.

Система менеджмента качества на предприятии (сокращенно — СМК) — это модель управления организацией, которая направлена на удовлетворение потребностей и ожиданий покупателей, инвесторов и других заинтересованных сторон, на достижение заданных показателей и результатов в области обеспечения качества выпускаемых товаров или оказываемых услуг. Порядок разработки с учетом специфики деятельности фирмы, внедрения и поддержания СМК на должном уровне определяется международными стандартами ISO или их российскими аналогами ИСО ГОСТ Р.

Использование в работе таких нормативов показывает, что организация придерживается мировых тенденций в бизнесе, нацелена на регулярное развитие и совершенствование производственных процессов. Для разных отраслей разработаны отдельные стандарты, которые описывают рекомендации для руководителей разных направлений деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

ISO 9001:2015 — это базовый международный стандарт, который устанавливает правила и принципы построения СМК, применимые для юридических лиц разных направлений и масштабов деятельности, географического положения. Он основывается на таких принципах, как:

• лидерство руководства при одновременном вовлечении персонала в решение поставленных задач;

• учет и удовлетворение потребностей целевой аудитории;

• учет законодательных требований;

• создание механизма реагирования на отзывы, пожелания покупателей;

• обеспечение СМК необходимыми ресурсами, инфраструктурой для эффективного функционирования;

• персональная ответственность руководства за качество товара;

• мониторинг эффективности СМК;

• внутренний и внешний аудит;

• документирование.

ISO 9001 основан на процессном подходе. Он предполагает идентификацию процессов, которые требуют анализа и управления, принятие необходимых мер / внедрение процедур для повышения их результативности, документирование принятых решений.

Внедрение системы менеджмента качества на предприятии позволяет использовать передовые управленческие практики в целях обеспечения стабильно высокого качества выпускаемых товаров / оказываемых услуг. СМК основывается на принципе построения работы в четыре этапа:

Для Цитирования:
Е.Д. Курбатова, Системы менеджмента качества на предприятиях различных отраслей промышленности. Управление качеством. 2022;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: