Одним из важных механизмов управления земельными ресурсами являются государственные кадастры как один из механизмов УЗР.
Кадастр — это информационный ресурс, обеспечивающий: правообладателей — гарантиями прав на имущество; систему налогообложения — актуальными сведениями об объектах недвижимости; рынок недвижимости — открытой и достоверной информацией о земельных участках и связанных с ними объектах недвижимости; систему органов государственного и муниципального управления — информацией для формирования и проведения государственной политики в сфере управления земельноимущественным комплексом, а также для планирования развития территорий.
При этом, с нашей точки зрения, нельзя не учитывать роль, значение и содержание земельного кадастра, которые повлияли на в се последующие кадастровые системы.
Созданная в 2000 г. система государственного земельного кадастра имела следующие недостатки:
• наличие децентрализованного учета земель, осуществляемого в кадастровых (муниципальных) районах;
• разделение (распределение) функций по принятию решений о кадастровом учете и непосредственному ведению кадастра между территориальным органом Росземкадастра (впоследствии Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии) и подведомственным ему учреждением — земельной кадастровой палатой;
• пробелы в нормативном правовом регулировании, которые заполнялись различными разъяснениями в виде многочисленных писем, разъяснений, положений и т. д.
В целом проведенные преобразования системы государственного кадастра недвижимости обеспечили положительные результаты. Однако осталось много проблем, обусловленных несовершенством законодательства и подзаконных нормативных правовых актов. Одни из них влекут за собой возникновение ошибок в кадастре, другие не позволяют физическим и юридическим лицам оформить свои права на землю, а из-за некоторых пробелов становится возможным самовольное занятие земельных участков.
Более подробно читайте в этом номере журнала.