На розничном рынке электроэнергии, помимо товара «энергия», фигурирует такое понятие, как «договорная (заявленная) мощность». Гарантированное наличие оплаченного резерва данного ресурса сводит к минимуму вероятность значительного подъема затрат в период максимальных нагрузок. А также снижает риск перерывов в электроснабжении, вызванных отключением электроустановки вследствие перегрузки. Но нередки ситуации, когда после расширения предприятия, открытия нового офиса или реконструкции каких-либо помещений нагрузки на электрическую сеть увеличиваются, но выделенная уставная мощность при этом не меняется. В результате в период пиковых режимов работы действительная нагрузка может превышать допустимую контрактом величину. При этом, в зависимости от условий контракта, на потребителя накладываются штрафные санкции, в некоторых случаях достигающие четырехкратного размера от установленного тарифа. Выхода в данной ситуации два. Первый — заключать новый контракт со сбытовой организацией, где будет заявлена новая установленная мощность и, соответственно, новая стоимость. Второй вариант — внедрение систем интеллектуального управления нагрузкой. Именно о нем как наиболее прогрессивном и экономически выгодном способе контроля потребляемой мощности и пойдет речь в данной статье.
Для регистрации показаний по двухставочному тарифу сбытовые компании используют электромагнитные или электронные приборы почасового учета энергопотребления, которые фиксируют:
• максимальное потребление (кВ·А или кВт);
• активную и реактивную энергию в кВт·ч в расчетный период.
В течение всего расчетного периода интеллектуальный прибор учета регистрирует максимальное потребление. Оно определяется не как мгновенное значение мощности, а как средняя величина, зарегистрированная в каждый из установленных временных интервалов, на которые поделен весь расчетный период (в качестве примера, на рис. 1 показан график для четырех временных отрезков).
На розничном рынке электроэнергии структура платежей за энергопотребление для предприятий и коммерческих организаций, устанавливаемая сбытовыми компаниями, может состоять из следующих элементов: