По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 656

Системный подход к управлению рисками на железнодорожном транспорте – основа обеспечения безопасности движения

А. Ю. Панюшкин Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), 644046, г. Омск, пр. Маркса, 35
Е. В. Панюшкина канд. техн. наук, доцент кафедры «Экономика», Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), 644046, г. Омск, пр. Маркса, 35

В статье рассматривается опыт применения системного подхода к управлению рисками по обеспечению безопасности движения в холдинге ОАО «РЖД». Документирование мероприятий, направленных на обеспечение безопасности движения, создает банк данных для оценки и анализа факторов риска.

Литература:

1. Закамская Э. Интервью с главой ОАО «РЖД» Олегом Белозёровым (телеканал «Россия 24», 30 сентября 2015 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://press.rzd.ru/news/public/ ru?STRUCTURE_ID=951&layer_id=4069&refererPageId=704&refererLayerId=4067&id=86634.

2. Железнодорожные документы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://jd-doc. ru/2013/iyul-2013/4576-rasporyazhenie-oao-rzhd.

3. Головаш А. Н., Куршакова Н. Б., Тиссен Д. Э. Оценка стратегий и направлений по обеспечению безопасности и надежности железнодорожного транспорта // Проблемы современной экономики. – 2010. – № 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-strategiy-inapravleniy-po-obespecheniyu-bezopasnosti-i-nadezhnosti-zheleznodorozhnogo-transporta.

4. Шайдуллин Ш. Оценка рисков на инфраструктуре ОАО «РЖД» – основа менеджмента безопасности // По материалам доклада в г. Москве 23–24 октября 2014 года на XV научно-практической конференции «Безопасность движения поездов» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.securitymedia.ru/news_one_1779.html.

5. Тишанин А. Г. Новые принципы управления безопасностью движения // Евразия Вести I. – 2011.

Формирующаяся рыночная экономика в России, к сожалению, не всегда может обеспечить необходимые условия хозяйствующим субъектам для максимизации результатов их деятельности, так как вынуждена своевременно реагировать на внешние и внутренние вызовы. В аналогичной ситуации находятся и сами хозяйствующие субъекты, теряющие свои позиции в рыночной конъюнктуре, если у них не выработан системный подход к управлению рисками. Рассматриваемая в статье проблема является актуальной, так как со снижением доходов экономических агентов тесно коррелирует падение или отсутствие объема инвестиционных ресурсов, обеспечивающего условия реализации общественных и частных экономических интересов.

Одним из ведущих хозяйствующих субъектов российской экономики является холдинг ОАО «РЖД», в управлении которого находится 987 предприятий [1]. Активно развиваясь в рыночном пространстве, компания ежедневно подвергается различным рискам, так как они являются обязательным элементом экономической системы в связи с их сопряженностью с ограниченными ресурсами. Менеджмент ОАО «РЖД» применяет современный системный подход к обеспечению безопасности на железных дорогах.

Начиная с создания корпоративной интегрированной системы менеджмента качества ОАО «РЖД», согласно распоряжению ОАО «РЖД» от 14 сентября 2009 г. № 1902р, холдинг аккумулирует весь арсенал управленческих ресурсов на создание систем менеджмента безопасности движения в компании «РЖД». Так, с 01.01.2010 г. распоряжением ОАО «РЖД» от 17.12.2009 г. № 2608р было введено в действие «Положение о порядке создания систем менеджмента безопасности движения в холдинге «РЖД» и осуществления деятельности в сфере менеджмента безопасности движения с учетом Функциональной стратегии обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса» [2]. Хронология совершенствования управленческого функционала компании и его документирования позволяет заключить, что минимизация потерь в случае управления рисками позволяет гарантировать компании ее стрессоустойчивость к различным вызовам. Например, в 2009 г. распоряжением ОАО «РЖД» от 20 марта 2009 г. № 562р были утверждены Методические рекомендации по применению в открытом акционерном обществе «Российские железные дороги» системы гармонизированных показателей для оценки безопасности движения поездов и системы организации деятельности по учету и использованию этих показателей. В этом же году были утверждены стандарты, регламентирующие проведение технического аудита в системе управления безопасностью ОАО «РЖД» (распоряжение ОАО «РЖД» от 2 июня 2009 г. № 1150р). В 2010 году утвержден комплекс стандартов ОАО «РЖД» «Управление ресурсами на этапах жизненного цикла рисками и анализ надежности (УРРАН)» (распоряжение ОАО «РЖД» от 13 декабря 2010 г. № 2570р). В 2011 году утверждены Методические указания по внедрению системных мер, направленных на обеспечение безопасности движения поездов для филиалов ОАО «РЖД», участвующих в перевозочном процессе; стандарты и методики ОАО «РЖД» для развития системы управления безопасностью движения на основе анализа рисков, методов и инструментов технического аудита; определены номенклатура и численные значения целевых показателей безопасности движения в ОАО «РЖД» до 2030 года. Положение об установлении контрольных показателей безопасности движения для филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» и организации достижения этих показателей утверждено распоряжением ОАО «РЖД» от 31 октября 2012 г. № 2170р.

Для Цитирования:
А. Ю. Панюшкин, Е. В. Панюшкина, Системный подход к управлению рисками на железнодорожном транспорте – основа обеспечения безопасности движения. Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2018;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: