Формирующаяся рыночная экономика в России, к сожалению, не всегда может обеспечить необходимые условия хозяйствующим субъектам для максимизации результатов их деятельности, так как вынуждена своевременно реагировать на внешние и внутренние вызовы. В аналогичной ситуации находятся и сами хозяйствующие субъекты, теряющие свои позиции в рыночной конъюнктуре, если у них не выработан системный подход к управлению рисками. Рассматриваемая в статье проблема является актуальной, так как со снижением доходов экономических агентов тесно коррелирует падение или отсутствие объема инвестиционных ресурсов, обеспечивающего условия реализации общественных и частных экономических интересов.
Одним из ведущих хозяйствующих субъектов российской экономики является холдинг ОАО «РЖД», в управлении которого находится 987 предприятий [1]. Активно развиваясь в рыночном пространстве, компания ежедневно подвергается различным рискам, так как они являются обязательным элементом экономической системы в связи с их сопряженностью с ограниченными ресурсами. Менеджмент ОАО «РЖД» применяет современный системный подход к обеспечению безопасности на железных дорогах.
Начиная с создания корпоративной интегрированной системы менеджмента качества ОАО «РЖД», согласно распоряжению ОАО «РЖД» от 14 сентября 2009 г. № 1902р, холдинг аккумулирует весь арсенал управленческих ресурсов на создание систем менеджмента безопасности движения в компании «РЖД». Так, с 01.01.2010 г. распоряжением ОАО «РЖД» от 17.12.2009 г. № 2608р было введено в действие «Положение о порядке создания систем менеджмента безопасности движения в холдинге «РЖД» и осуществления деятельности в сфере менеджмента безопасности движения с учетом Функциональной стратегии обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса» [2]. Хронология совершенствования управленческого функционала компании и его документирования позволяет заключить, что минимизация потерь в случае управления рисками позволяет гарантировать компании ее стрессоустойчивость к различным вызовам. Например, в 2009 г. распоряжением ОАО «РЖД» от 20 марта 2009 г. № 562р были утверждены Методические рекомендации по применению в открытом акционерном обществе «Российские железные дороги» системы гармонизированных показателей для оценки безопасности движения поездов и системы организации деятельности по учету и использованию этих показателей. В этом же году были утверждены стандарты, регламентирующие проведение технического аудита в системе управления безопасностью ОАО «РЖД» (распоряжение ОАО «РЖД» от 2 июня 2009 г. № 1150р). В 2010 году утвержден комплекс стандартов ОАО «РЖД» «Управление ресурсами на этапах жизненного цикла рисками и анализ надежности (УРРАН)» (распоряжение ОАО «РЖД» от 13 декабря 2010 г. № 2570р). В 2011 году утверждены Методические указания по внедрению системных мер, направленных на обеспечение безопасности движения поездов для филиалов ОАО «РЖД», участвующих в перевозочном процессе; стандарты и методики ОАО «РЖД» для развития системы управления безопасностью движения на основе анализа рисков, методов и инструментов технического аудита; определены номенклатура и численные значения целевых показателей безопасности движения в ОАО «РЖД» до 2030 года. Положение об установлении контрольных показателей безопасности движения для филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» и организации достижения этих показателей утверждено распоряжением ОАО «РЖД» от 31 октября 2012 г. № 2170р.