Совершенствование экономических аспектов таможенного дела является важной стратегической задачей развития таможенных органов Российской Федерации в соответствии с принятой Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 г. [1]. Это прежде всего связано с такими целевыми ориентирами, как: содействие развитию международной торговли, росту товарооборота и несырьевого экспорта; обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, полноты и правомерности взимания таможенных платежей; достижение высокого качества таможенного администрирования; создание конкурентных преимуществ для законопослушных участников внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД).
Вышеуказанное обусловливает важность развития системных представлений об экономике таможенного дела. Экономика таможенного дела как сложная категория включает несколько значимых аспектов, существование которых обусловлено как эволюцией эмпирических фактов и тенденций развития, так и формированием научных знаний об этих фактах. Очевидно, что первичными являются эмпирические аспекты развития экономики таможенного дела, характеризуемые тенденциями развития таможенной службы на современном этапе.
Характеризуя эмпирические аспекты развития экономики таможенного дела, необходимо выделить тенденции, отражающие направления развития таможенной службы на современном этапе.
Тенденции представляют собой выявленные в результате экономического анализа наблюдаемые устойчивые соотношения, свойства, признаки, присущие экономической системе, экономике страны, предприятия, фирмы, показателям доходов, расходов, потребления семей, спросу и предложению на рынке товаров и услуг; сложившаяся направленность экономических процессов [2, с. 354].
Исследование практики функционирования таможенных органов и теоретических взглядов на ее обобщение [3, 4] позволило выявить следующие тенденции в развитии экономики таможенного дела:
а) переход национальной экономики к политике открытости;
б) рост интенсивности международных экономических отношений;