Рассматривая цели и задачи кадастровой оценки недвижимости на современном этапе, можно выделить две проблемы в их толковании.
Первая проблема — смешение целей и задач налогообложения и кадастровой оценки недвижимости. Современные исследователи задач кадастровой оценки в качестве первоочередных выделяют и обосновывают задачи разработки концепции налога на недвижимость [10]. На первый взгляд, может показаться удивительным, что авторы предлагают начать с решения скорее не тактической, а стратегической задачи иной сферы деятельности. Однако следует признать, что это и есть первостепенная задача для последующего формирования концепции и методологии кадастровой оценки земли и недвижимости: «модифицирование подходов к определению налогооблагаемой стоимости вызвано регулятивными целями налогообложения недвижимости, состоящими в направленном изменении или, напротив, — сохранении каких‑либо общественных отношений» [11].
В то же время, констатируя этот факт, следует сформулировать проблему — на кадастровую оценку очень часто переносятся задачи, которые являются задачами налогообложения и которые следует решать в контексте формирования и реализации налоговой политики и самой системы налогообложения. Основополагающими целями при разработке основных направлений налоговой политики на 2017 г. и плановый период 2018 и 2019 гг. являлись обеспечение стабильного развития российской экономики. Концептуальная цель бюджетно-налоговой политики России заключается в создании стабильной финансовой базы субъектов федеративного государства для успешной реализации ими своих функций. В эти функции входит, в том числе, составление, рассмотрение, утверждение, исполнение бюджета муниципального образования; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В контексте налога на недвижимость эта цель раскрывается в решении задачи устойчивого развития территорий посредством экономически обоснованного и социально справедливого установления основных элементов налога. Но такой налог во многом связан с наилучшим и наиболее эффективным использованием земель в границах муниципального образования. А такое использование достигается через реализацию схем территориального планирования муниципального района, генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, проектов планировки и застройки территории, выдачу разрешений на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения [7]. Эти аспекты достаточно полно изложены в работах российских ученых [8–10], которые легли в основу формирования концепция эффективного использования земельных ресурсов.