По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 663.95; 663.96

Системные проблемы технического регулирования на современном этапе

Е.В. Красильникова заведующая кафедрой товароведения и таможенной экспертизы Российской таможенной академии, доцент, канд. техн. наук, e-mаil: lena5410581@yandex.ru
Л.В. Кучинская канд. экон. наук, доцент кафедры товароведения и таможенной экспертизы Российской таможенной академии, e-mail: Kuchinskalv@mail.ru

В статье рассмотрены проблемы технического регулирования в части обязательного подтверждения товаров и аккредитации в Российской Федерации и государствах ЕАЭС. Особое внимание уделено процедуре нотификации, как средству борьбы с фиктивным обязательным подтверждением товаров. Рассмотрен зарубежный опыт внедрения нотификаци.

Литература:

1. Казимирова Д. Новые инструменты борьбы ФСА / Д. Казимирова [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// roscontrol.com/community/article/novieinstrumenti-bor-bi-fsa/#.

2. Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 №982 (ред. от 21.02.2018) «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант Плюс».

3. Решение Комиссия Таможенного союза от 7 апреля 2011 года N 620 «О Едином перечне продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с выдачей сертификатов соответствия и деклараций о соответствии по единой форме» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант Плюс».

4. «Развитие вопроса и международный опыт в сфере борьбы с незаконным оборотом промышленной продукции на территории ЕАЭС в своей динамике» // V Международный форум «Антиконтрафакт—2017». Итоговые документы. Раздел 3. — М.: Издательство «Лика», 2017. — С. 85.

5. Малышев И.А. Незаконный оборот трубной продукции / И.А. Малышев // V Международный форум «Антиконтрафакт — 2017». Итоговые документы. — М.: Лика, 2017. — С. 191-193.

6. Федеральный закон «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» от 28.12.2013 №412-ФЗ. — М., 2013 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_156522.

7. Регламент ЕС «Конструкционные, строительные материалы и продукция» №305/2011 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.vniis.ru/wpcontent/uploads/2017/05/10-R-2011R305. pdf.

8. ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 №184-ФЗ. — М., 2017 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_40241.

9. Постановление Совета Федерации «О реализации мер по противодействию незаконному обороту промышленной продукции»от 12.07.2017 №232-СФ. — М., 2017 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://council.gov. ru/activity/documents/82487.

На сегодняшний день на потребительском рынке Российской Федерации и государств-членов ЕАЭС присутствуют опасные товары, сопровождаемые фальсифицированными и недействительными сертификатами соответствия. Такие сертификаты соответствия оформляются с нарушениями процедуры обязательной сертификации, как правило без проведения сертификационных испытаний.

Федеральной службой по аккредитации РФ (далее — ФСА РФ) проводится системная работа по устранению с рынка недобросовестных органов по подтверждению соответствия, основанная на риск-ориентированном подходе. Сущность данного подхода заключается в системном анализе информации об органах подтверждения соответствия, о выданных документах по подтверждению соответствия; выявлении и профилактике рисков в области подтверждения соответствия и аккредитации. Аналитическая работа по выявлению потенциальных нарушений, проведенная ФСА РФ за последние годы, позволила определить признаки обнаружения нарушений и сгруппировать их:

- признаки первой группы обнаруживаются при подготовке и проведении аккредитации органов подтверждения соответствия. Они позволяют выявить органы, учредителей и экспертов, ранее имеющих административные наказания или вовлеченных в недобросовестную деятельность;

- признаки второй группы выявляются при проведении проверок. К ним относятся отсутствие необходимых приборов и оборудования у аккредитованного органа, отсутствие органа по указанному юридическому адресу, уклонение от контрольных мероприятий и другие нарушения;

- признаки третьей группы выявляются в рамках аналитической работы, основанной на анализе открытых данных, например, из различных реестров (реестра аккредитованных органов, лиц; зарегистрированных сертификатов и деклараций о соответствии и др.) [1].

В результате системной работы ФСА РФ, за последние два года число испытательных лабораторий сократилось с 9 тыс. до 6,3 тыс., количество органов по сертификации – с 1700 до 970.

Однако не удается обеспечить достоверность результатов всех испытаний при обязательном подтверждении соответствия и добиться выполнения требований технических регламентов. И, как следствие, недостоверные сертификаты соответствия становятся пропуском на рынок некачественной и опасной продукции.

Для Цитирования:
Е.В. Красильникова, Л.В. Кучинская, Системные проблемы технического регулирования на современном этапе. Товаровед продовольственных товаров. 2019;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: