По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658.512.4 DOI:10.33920/pro-01-2306-01

Система «встроенного качества»: философия, принципы и инструменты

Д.А. Стюхин начальник отдела развития производственной системы, АО «Раменский приборостроительный завод»

В статье представлено обоснование невозможности гарантии качества продукта, опираясь на существующие сегодня на предприятиях ОПК подходы в области «управления качеством». Рассмотрена модель эволюции поколений качества. В качестве альтернативного подхода к управлению качеством предложен переход к «встроенному качеству»: представлена модель «уровней качества», этапность перехода, изложены принципы и представлена инструментальная модель «встроенного качества». Также приведен пример достижения уровня качества мирового класса на российском предприятии с опорой на переход к «встроенному качеству».

Литература:

1. Генри Нив. «Организация как система. Принципы построения устойчивого бизнеса Эдварда Деминга.» // Москва: Альпина Паблишер, 2017.

2. Guide to The 7 Forms of Waste by Pete Abilla, 2010

3. Скрытые фабрики, электронный ресурс // http://sixsigmaonline.ru/load/22-1-0-104

4. Стоимость скрытых фабрик (COPQ), электронный ресурс // http://sixsigmaonline. ru/load/22-1-0-182

5. Journal for Tooling & Production, December, 1994

6. Стюхин Д.А. Современные методы управления производственными процессами. Что такое производственная система? Путь достижения высокой конкурентоспособности. // Информационно-аналитический журнал «Радиоэлектронные технологии» 2021 — 3. — C. 58–61.

1. Genri Niv. «Organizatsiya kak sistema. Printsipy postroyeniya ustoychivogo biznesa Edvarda Deminga.» // Moskva: Al'pina Pablisher, 2017.

2. Guide to The 7 Forms of Waste by Pete Abilla, 2010

3. Skrytyye fabriki, elektronnyy resurs // http://sixsigmaonline.ru/load/22-1-0-104

4. Stoimost' skrytykh fabrik (COPQ), elektronnyy resurs // http://sixsigmaonline.ru/ load/22-1-0-182

5. Journal for Tooling & Production, December, 1994

6. Styukhin D.A. Sovremennyye metody upravleniya proizvodstvennymi protsessami. Chto takoye proizvodstvennaya sistema? Put' dostizheniya vysokoy konkurentosposobnosti. // Informatsionno-analiticheskiy zhurnal «Radioelektronnyye tekhnologii» 2021 — 3. — C. 58–61.

Анализ существующих систем менеджмента отечественных предприятий ОПК показывает, что во многом эти системы устаревшие, и со стороны заказчика в состав требований не включены организационные и инженерные методики построения «встроенного качества» и обеспечения уровня качества продукции выше трёх сигм (приемлемым мировым уровнем считается уровень 5 сигм). При этом, «встроенное качество» с уровнем 5 сигм и «потокпо-времени такта», обеспечивающий «точно-во-время», — это краеугольный камень конкурентоспособности российских предприятий, если хотите — ключевое условие выживания предприятий в частности и страны в целом.

На текущий момент существует определение встроенного качества, сформулированное в Национальном стандарте Российской Федерации — «Бережливое производство. Руководство по интегрированной системе менеджмента качества и бережливого производства. ГОСТ Р 57522-2017».

«п. 3.1.1 встроенное качество»: Методология приведения возможностей процессов и систем измерения в соответствие с требованиями потребителя к качеству продукции, в том числе предоставление доказательств выполнения данных требований.

Примечания

1. Методология «встроенное качество» предусматривает оценку исполнителем показателей возможностей процессов — Cp, Cpk, Pp, Ppk и др. показателей для целей обеспечения рисков несоответствий на приемлемо низком уровне, а также специальную организацию операций контроля и аудита производственных процессов для поддержания заданной скорости потока создания ценности.

2. Деятельность по встроенному качеству предусматривает, что ответственность за качество на этапе производства (оказания услуги) переходит к исполнителям.

3. Деятельность по встроенному качеству необходимо проводить, в первую очередь, на этапах проектирования продукции и производственных процессов.

4. Обеспечение встроенного качества существенно уменьшает необходимость в процедурах контроля качества, позволяет передать функцию контроля качества непосредственно исполнителям и реализовать принцип «3 НЕ» — не делай, не передавай, не принимай дефектную продукцию (результат услуги)».

Для Цитирования:
Д.А. Стюхин, Система «встроенного качества»: философия, принципы и инструменты. Управление качеством. 2023;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: