Анализ существующих систем менеджмента отечественных предприятий ОПК показывает, что во многом эти системы устаревшие, и со стороны заказчика в состав требований не включены организационные и инженерные методики построения «встроенного качества» и обеспечения уровня качества продукции выше трёх сигм (приемлемым мировым уровнем считается уровень 5 сигм). При этом, «встроенное качество» с уровнем 5 сигм и «потокпо-времени такта», обеспечивающий «точно-во-время», — это краеугольный камень конкурентоспособности российских предприятий, если хотите — ключевое условие выживания предприятий в частности и страны в целом.
На текущий момент существует определение встроенного качества, сформулированное в Национальном стандарте Российской Федерации — «Бережливое производство. Руководство по интегрированной системе менеджмента качества и бережливого производства. ГОСТ Р 57522-2017».
«п. 3.1.1 встроенное качество»: Методология приведения возможностей процессов и систем измерения в соответствие с требованиями потребителя к качеству продукции, в том числе предоставление доказательств выполнения данных требований.
Примечания
1. Методология «встроенное качество» предусматривает оценку исполнителем показателей возможностей процессов — Cp, Cpk, Pp, Ppk и др. показателей для целей обеспечения рисков несоответствий на приемлемо низком уровне, а также специальную организацию операций контроля и аудита производственных процессов для поддержания заданной скорости потока создания ценности.
2. Деятельность по встроенному качеству предусматривает, что ответственность за качество на этапе производства (оказания услуги) переходит к исполнителям.
3. Деятельность по встроенному качеству необходимо проводить, в первую очередь, на этапах проектирования продукции и производственных процессов.
4. Обеспечение встроенного качества существенно уменьшает необходимость в процедурах контроля качества, позволяет передать функцию контроля качества непосредственно исполнителям и реализовать принцип «3 НЕ» — не делай, не передавай, не принимай дефектную продукцию (результат услуги)».