По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332.2/.7(075.8) DOI:10.33920/sel-04-2104-02

Система управления земельными ресурсами в Кыргызской Республике

Волков С.Н. д-р экон. наук, профессор, академик РАН, ректор, Государственный университет по землеустройству, г. Москва, E-mail: rector@guz.ru
Денисов В.В. канд. экон. наук, профессор кафедры землеустройства и кадастров, Кыргызский национальный аграрный университет им. К.И. Скрябина, г. Бишкек, E-mail: denisov49@list.ru

В статье характеризуется становление управления земельными ресурсами Кыргызской республики в советский период с 1922 года до начала проведения земельной реформы. Детально анализируется преобразование структуры управления земельными ресурсами с учетом требований трансформации земельных отношений в современный период (1991–2020 гг.).

Литература:

1. Земельный кодекс Кыргызской Республики от 2 июня 1999 года №45 (ред. от 14.08.2020 №126), ст. 118.

2. Варламов А.А. Земельный кадастр: в 6 т. Т. 2. Управление земельными ресурсами. — М.: КолосС, 2004. — 528 с.: ил. (Учебники и учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений).

3. Волков С.Н. Землеустройство: в 9 т. Т. 7: Землеустройство за рубежом/С.Н. Волков. — М.: КолосС, 2005. — 408 с.: ил. (Учебники и учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений).

4. Волков С.Н., Денисов В.В. Землеустройство в Кыргызской Республике (Учебник для высших учебных заведений). Издание второе, дополненное и переработанное. / С.Н. Волков, В.В. Денисов. ГУЗ — Москва-Бишкек, 2014. — 896 с.

5. Волков С.Н. Регулирование земельных отношений: учебник/ С.Н. Волков, В.В. Денисов, К.Ч. Исмаилова, А.Ж. Батыкова А.Ж. — Б.: «Кут-Бер», 2017. — 272 с.

6. Денисов В.В. Земельная реформа и роль землеустройства в ее осуществлении [Текст] / В.В. Денисов // материалы, междунар. науч-практ. конф., посвящ. 70‑летнему юбилею КАУ / Вестник Кыргызского аграрного университета им. К.И. Скрябина № 1/ Кыргызский аграрный университет им. К.И. Скрябина. — Бишкек, 2004. — С. 123–126.

7. Денисов В.В. Развитие землеустройства и земельных отношений в Кыргызской Республике [Текст] / В.В. Денисов // Землеустройство и кадастр недвижимости в реализации государственной земельной политики и охраны окружающей среды: сб. науч ст. междунар. науч.‑практ. конф., посвящ. 230‑летию Гос. ун-та по землеустройству / Гос. ун-т по землеустройству. — М., 2009. — С. 111–116.

Земельный фонд Кыргызской Республики на 1 января 2020 года составляет 19994,9 тыс. га. Из общей площади на долю сельскохозяйственных угодий приходится 10460,2 тыс. га или 52,3 %, из которых 871,3 тыс. га (8,3 %) — орошаемые земли. Среди сельскохозяйственных угодий пашня занимает 1212,1 тыс. га (11,6 %), пастбища 9005,8 тыс. га (86,1 %). Из общей площади орошаемых земель орошаемая пашня занимает 795,0 тыс. га (91,2 %).

Управление земельными ресурсами в республике, организация рационального и эффективного использования земель требует их всестороннего изучения и учета. Это связано с необходимостью совершенствования управления земельными ресурсами, которое базируется на повышении эффективности использования земель, на охране земель как основного компонента окружающей среды и главного средства производства в сельском и лесном хозяйстве при обеспечении продовольственной безопасности республики.

Для реализации поставленной цели необходимо установить:

— систему и структуру органов управления земельными ресурсами, подходы к управлению ими в условиях рынка;

— значение землеустройства в условиях формирования рыночных отношений в экономике страны;

— роль государственного земельного кадастра и мониторинга земель в информационном обеспечении управления земельными ресурсами.

К основным методам управления земельными ресурсами в Кыргызской Республике относят землеустройство, государственный земельный кадастр, мониторинг земель, контроль за использованием и охраной земель. В любом случае управление должно обеспечивать соблюдение земельного законодательства.

Анализ изучения становления и развития управления земельными ресурсами в республике показывает, что эта система на протяжении развития государства менялась в соответствии с политической и социально-экономической ситуацией, целями и критериями общественного строя.

При этом международный опыт развитых государств с рыночной экономикой показывает, что, исходя из геополитических, социально-экономических и экологических соображений эти государства осуществляют управление земельными ресурсами через систему землеустройства.

Для Цитирования:
Волков С.Н., Денисов В.В., Система управления земельными ресурсами в Кыргызской Республике. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2021;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: