По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.865.8

Система управления шагающим роботом

Жигунова М. Д. Московский государственный технический университет имени Баумана, Москва
Мерзляков Е. Д. Московский государственный технический университет имени Баумана, Москва
Тен Н. С. Московский государственный технический университет имени Баумана, Москва

В статье рассмотрено развитие робототехники, которое открывает новые возможности по созданию шагающих машин. Проанализированы двуногие машины, четырехногие машины, шестиногие машины. В качестве основного этапа определили количество ног и тип походки для робота-спасателя, который сможет перемещаться по пересеченной местности и разрушенной городской инфраструктуре. На основе выполненных экспериментов был сделан анализ походок — поочередный шаг, чередующаяся тренога, медленная рысь, бипедальная походка.

Литература:

1. Hubicki, C.; Grimes, J.; Jones, M.; Renjewski, D.; Spro witz, A.; Abate, A.; Hurst, J. ATRIAS: Design and validation of a tether-free 3D-capable spring-mass bipedal robot //The International Journal of Robotics Research. (2016). №35 (12). Рp. 1497–1521.

2. Qiayuan, L. Review of Quadruped Robots for Dynamic Locomotion.

3. Анучин, А. С. Системы управления электроприводов: учебник для вузов. — М.: МЭИ, 2015. — 373 c.

4. Баранов, М. В., Бродовский, В. Н., Зимин, А. В., Каржавов, Б. Н. Электрические следящие приводы с моментным управлением исполнительными двигателями. — М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2006. — 300 с., ил.

5. Лапшин, В. В. Механика и управление движением шагающих машин. — М.: Изд. МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2012. — 201 с.

6. Shigley, Joseph E. The theory of walking vehicles. // New Scientist, 8 June 1961, №10, т. 238, Рp. 584–585.

7. Owen, T. Introduction to Robotics by Phillip John McKerrow Addison-Wesley Publishing Company, Wokingham, UK, 1991, Robotica, №9 (4), Рp. 450–451.

8. Павловский, В. Е. О разработках шагающих машин. Препринты ИПМ им. М. В. Келдыша. — 2013. — 32 с.

9. Raibert, M. H., Blankespoor, К, Nelson, G. M., Playter, R BigDog, the Rough-Terrain Quadruped Robot// IFAC Proceedings Volumes,. 2008, №3, Рp. 10822–10825.

10. Renjewski, D., Jonathan, А. ATRIAS-a human size compliant bipedal robot walks efficiently. 2013. 400р.

11. Шагающее устройство: пат. 2642020 Рос. Федерация: МПК B 62 D 57/032, Н 04 J 13/00/ Близнец П. М.; заявитель и патентообладатель Москва. — №2016125318; заявл. 24.06.16; опубл. 23.01.18, Бюл. №3 (II ч.). — 14 с.

12. Roennau, A.; Heppner, G.; Nowicki, M.; Dillmann, R. Versatile Six-Legged Walking Robot with Advanced Maneuverability// IEEE/ASME International Conference on Advanced Intelligent Mechatronics. 2014. pp. 82–87.

Колесные и гусеничные транспортные средства широко используют благодаря их простоте, надежности и дешевизне. Однако они плохо справляются с пересеченной местностью, недоступной для поверхности Земли. Поэтому существует потребность в шагающих машинах.

Развитие робототехники открывает новые возможности для создания таких машин. Они могут решить проблему вестибулярной нагрузки на человека-оператора, поскольку он будет отсутствовать.

В рамках научно-исследовательской работы необходимо определить количество ног и тип походки для робота-спасателя, который сможет перемещаться по пересеченной местности и разрушенной городской инфраструктуре. Робот должен преодолевать препятствия высотой до 400мм и шириной до 300мм, двигаться со средней скоростью 3км/ч, подниматься по наклонной поверхности с углом до 45 град. и работать автономно в течение 13 ч.

Машина должна быть оснащена системами технического зрения для ориентации в пространстве и средствами связи для обмена информацией с ведущим устройством.

Двуногие машины. Ярким представителем бипедальных машин можно назвать ATRIAS (рис. 1) и его доработанные версии Cassie (рис. 2), Digit (рис. 3) [1].

Инженеры пытаются воссоздать в роботах локомоцию человека или птицы. Ученые Орегонского университета и компании Agility Robotics точно воспроизвели силовые нагрузки на опору при ходьбе. Но затраты энергии у робота оказались в 3 раза больше человеческих [1].

Конструкторы продемонстрировали часть схемы управления для ноги. Левая сторона схемы представляет собой контроллер положения ноги. Задается текущая длина ноги, рассчитывается сила пружины и переводится в желаемые моменты вращения двигателя.

Основная идея состоит в следующем: левая сторона схемы представляет собой контроллер положения ноги (как поставить ногу, вертикально или перевести в согнутое положение). Задается текущая длина ноги (l), рассчитывается соответствующая ей сила (Fd) пружины ноги и переводится в желаемые моменты вращения двигателя (τd). Путем умножения на постоянную двигателя (km) подается команда на ток опережения (I ff) (рис. 4. Нижний график).

Для Цитирования:
Жигунова М. Д., Мерзляков Е. Д., Тен Н. С., Система управления шагающим роботом. Конструкторское Бюро. 2024;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: