По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.865.8

Система управления шагающим роботом

Жигунова М. Д. Московский государственный технический университет имени Баумана, 105005, Москва, 2-я Бауманская улица, д. 5, стр. 1
Мерзляков Е. Д. Московский государственный технический университет имени Баумана, 105005, Москва, 2-я Бауманская улица, д. 5, стр. 1
Тен Н. С. Московский государственный технический университет имени Баумана, 105005, Москва, 2-я Бауманская улица, д. 5, стр. 1

В статье рассмотрено развитие робототехники, которое открывает новые возможности по созданию шагающих машин. Проанализированы двуногие машины, четырехногие машины, шестиногие машины. В качестве основного этапа определили количество ног и тип походки для робота-спасателя, который сможет перемещаться по пересеченной местности и разрушенной городской инфраструктуре. На основе выполненных экспериментов был сделан анализ походок — поочередный шаг, чередующаяся тренога, медленная рысь, бипедальная походка.

Литература:

1. Hubicki, C.; Grimes, J.; Jones, M.; Renjewski, D.; Spro witz, A.; Abate, A.; Hurst, J. ATRIAS: Design and validation of a tether-free 3D-capable spring-mass bipedal robot //The International Journal of Robotics Research. (2016). №35 (12). Рp. 1497–1521.

2. Qiayuan, L. Review of Quadruped Robots for Dynamic Locomotion.

3. Анучин, А. С. Системы управления электроприводов: учебник для вузов. — М.: МЭИ, 2015. — 373 c.

4. Баранов, М. В., Бродовский, В. Н., Зимин, А. В., Каржавов, Б. Н. Электрические следящие приводы с моментным управлением исполнительными двигателями. — М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2006. — 300 с., ил.

5. Лапшин, В. В. Механика и управление движением шагающих машин. — М.: Изд. МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2012. — 201 с.

6. Shigley, Joseph E. The theory of walking vehicles. // New Scientist, 8 June 1961, №10, т. 238, Рp. 584–585.

7. Owen, T. Introduction to Robotics by Phillip John McKerrow Addison-Wesley Publishing Company, Wokingham, UK, 1991, Robotica, №9 (4), Рp. 450–451.

8. Павловский, В. Е. О разработках шагающих машин. Препринты ИПМ им. М. В. Келдыша. — 2013. — 32 с.

9. Raibert, M. H., Blankespoor, К, Nelson, G. M., Playter, R BigDog, the Rough-Terrain Quadruped Robot// IFAC Proceedings Volumes,. 2008, №3, Рp. 10822–10825.

10. Renjewski, D., Jonathan, А. ATRIAS-a human size compliant bipedal robot walks efficiently. 2013. 400р.

11. Шагающее устройство: пат. 2642020 Рос. Федерация: МПК B 62 D 57/032, Н 04 J 13/00/ Близнец П. М.; заявитель и патентообладатель Москва. — №2016125318; заявл. 24.06.16; опубл. 23.01.18, Бюл. №3 (II ч.). — 14 с.

12. Roennau, A.; Heppner, G.; Nowicki, M.; Dillmann, R. Versatile Six-Legged Walking Robot with Advanced Maneuverability// IEEE/ASME International Conference on Advanced Intelligent Mechatronics. 2014. pp. 82–87.

Колесные и гусеничные транспортные средства широко используют благодаря их простоте, надежности и дешевизне. Однако они плохо справляются с пересеченной местностью, недоступной для поверхности Земли. Поэтому существует потребность в шагающих машинах.

Развитие робототехники открывает новые возможности для создания таких машин. Они могут решить проблему вестибулярной нагрузки на человека-оператора, поскольку он будет отсутствовать.

В рамках научно-исследовательской работы необходимо определить количество ног и тип походки для робота-спасателя, который сможет перемещаться по пересеченной местности и разрушенной городской инфраструктуре. Робот должен преодолевать препятствия высотой до 400 мм и шириной до 300 мм, двигаться со средней скоростью 3 км/ч, подниматься по наклонной поверхности с углом до 45 град. и работать автономно в течение 13 ч.

Машина должна быть оснащена системами технического зрения для ориентации в пространстве и средствами связи для обмена информацией с ведущим устройством.

Двуногие машины

Ярким представителем бипедальных машин можно назвать ATRIAS (рис. 1) и его доработанные версии Cassie (рис. 2), Digit (рис. 3) [1].

Инженеры пытаются воссоздать в роботах локомоцию человека или птицы. Ученые Орегонского университета и компании Agility Robotics точно воспроизвели силовые нагрузки на опору при ходьбе. Но затраты энергии у робота оказались в 3 раза больше человеческих [1].

Конструкторы продемонстрировали часть схемы управления для ноги. Левая сторона схемы представляет собой контроллер положения ноги. Задается текущая длина ноги, рассчитывается сила пружины и переводится в желаемые моменты вращения двигателя.

Основная идея состоит в следующем: левая сторона схемы представляет собой контроллер положения ноги (как поставить ногу, вертикально или перевести в согнутое положение). Задается текущая длина ноги (l), рассчитывается соответствующая ей сила (Fd) пружины ноги и переводится в желаемые моменты вращения двигателя (τd). Путем умножения на постоянную двигателя (km) подается команда на ток опережения (Iff) (рис. 4. Нижний график).

Для Цитирования:
Жигунова М. Д., Мерзляков Е. Д., Тен Н. С., Система управления шагающим роботом. Главный механик. 2024;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: