По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Система управления рисками и ее роль в повышении эффективности деятельности таможенных органов

Скудалова Татьяна Викторовна канд. экон. наук, доцент, зав. кафедрой таможенных платежей и валютного контроля, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 115201, г. Москва, Каширский проезд, д. 1/1, кв. 292, E-mail: skudalova-tv@ranepa.ru
Репушевская Ольга Александровна канд. экон. наук, доцент кафедры таможенных платежей и валютного контроля, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» 141008, г. Мытищи, ул. Колпакова, д. 38/2/90, E-mail: Ashikh-olga@yandex.ru
Медянкина Юлия Олеговна студент 4-го курса факультета таможенного дела, Российская академия народного хозяйства и государственной службы, Россия, Москва 119523, г. Москва, ул. 26 Бакинских комиссаров, д. 12/3 Тел.: 8-910-631-53-75, E-mail: y_medyankina@mail.ru

В статье рассматриваются основы применения таможенными органами системы управления рисками в процессе осуществления таможенного контроля при перемещении товаров через таможенную границу, указывается нормативно-правовая база закрепления механизма осуществления таможенного контроля с помощью СУР. Важное значение отводится объектам таможенного контроля, определяемым системой управления рисками, в частности участникам внешнеэкономической деятельности, и их категорированию. Основное внимание уделяется результатам использования СУР и ключевым показателям, отражающим эффективность такого использования. Автор анализирует результативность применения системы управления рисками на протяжении трех лет, отражая положительную динамику такого применения. Кроме того, в статье выделяются некоторые проблемы и несовершенства системы управления рисками, связанные с информационным, техническим и нормативноправовым обеспечением. Автор представляет возможные пути решения проблем применения СУР, а также приводит уже предпринятые меры совершенствования СУР.

Литература:

1. Таможенная служба Российской Федерации // Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://customs.gov.ru/ activity/results/ezhegodnyj-sborniktamozhennaya-sluzhba-rossijskojfederaczii (дата обращения: 25.09.2020).

2. О реализации в ФТС России субъектно-ориентированной модели СУР // Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// customs.gov.ru/uchastnikam-ved/ kategorirovanie-uchastnikovved/o-realizaczii-v-fts-rossii-subektno-orientirovannoj-modelisistemy-upravleniya-riskami (дата обращения: 25.09.2020). 3) Повышение эффективности СУР в ходе реформы таможенных органов обсудили на коллегии ФТС России // Альта-софт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// www.alta.ru/external_news/71803/ (дата обращения: 25.09.2020).

4. Репушевская О. А., Никулочкина Д. О. Актуальные проблемы таможенного регулирования международной интернет-торговли // Экономическая безопасность: финансовый и таможенный аспект: материалы Международной научно-практической конференции. — М., 2020. — С. 125–129.

5. Сведения о выполнении основных показателей работы // Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://customs.gov. ru/activity/results/svedeniya-ovypolnenii-osnovnyx-pokazatelejraboty-/2020-god (дата обращения: 25.09.2020).

6. Счетная палата указала на недостатки реализации СУР ФТС // Официальный сайт Счетной палаты РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ach.gov.ru/ checks/schetnaya-palata-ukazalana-nedostatki-realizatsii-sistemyupravleniya-riskami-federalnoytamozhenno (дата обращения: 25.09.2020).

7. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложения № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза).

8. Управление рисками в таможенной деятельности // Про таможню [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://tlkz-ru.turbopages. org/tlkz.ru/s/pravoprimenenie/merypo-minimizacii-riskov.html (дата обращения: 25.09.2020).

Глобализация экономики, развитие международной торговли, увеличение товарных потоков, перемещаемых через границу, стали предпосылкой к усилению роли значимости таможенных органов в области обеспечения экономической, нравственной, экологической безопасности государства. Статьей 351 Таможенного кодекса ЕАЭС на таможенные органы возложена задача защиты национальной безопасности Российской Федерации, а также жизни и здоровья населения и окружающей среды. В рамках выполнения данной задачи таможенные органы вправе осуществлять функцию по проведению таможенного контроля1 .

Таможенный контроль — это совокупность определенных действий, совершаемых должностными лицами таможенных органов, для обеспечения соблюдения таможенного законодательства. Основным объектом таможенного контроля являются товары, перемещаемые через таможенную границу. В основу осуществления таможенного контроля положен принцип выборочности, который подразумевает проведение не сплошного, а частичного контроля объектов. Это позволяет обеспечить рациональное использование материальных, технических и трудовых ресурсов, сократить время контрольных операций, а также эффективно выбирать формы таможенного контроля. Согласно пункту 4 статьи 310 ТК ЕАЭС, для реализации этого принципа используется система управления рисками.

Под системой управления рисками понимается информационная система таможенных органов. Это специальная программа, которая обнаруживает объекты, в отношении которых необходимо произвести таможенный контроль, и те формы таможенного контроля, которые должны быть произведены в их отношении.

При помощи СУР оцениваются и участники внешнеэкономической деятельности. В настоящий момент в России используется субъектно-ориентированная модель, которая предполагает оценку деятельности лиц по 35 критериям и их распределение на три категории: высокого, среднего и низкого уровня риска. Основная особенность распределения заключается в том, что сами критерии являются открытыми и доступными для участников, а методы определения баллов по каждому критерию и итоговое значение скрыты от лиц. Такой подход позволяет избежать рисков «подстраивания» участниками своей деятельности под нужные критерии и попыток попасть в категорию низкого уровня риска недобросовестным путем. Категорирование позволяет осуществлять таможенный контроль в том объеме, который соответствует возможности нарушения таможенного законодательства участником ВЭД в зависимости от той категории, к которой он был отнесен2 .

Для Цитирования:
Скудалова Татьяна Викторовна, Репушевская Ольга Александровна, Медянкина Юлия Олеговна, Система управления рисками и ее роль в повышении эффективности деятельности таможенных органов. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2021;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: