Глобализация экономики, развитие международной торговли, увеличение товарных потоков, перемещаемых через границу, стали предпосылкой к усилению роли значимости таможенных органов в области обеспечения экономической, нравственной, экологической безопасности государства. Статьей 351 Таможенного кодекса ЕАЭС на таможенные органы возложена задача защиты национальной безопасности Российской Федерации, а также жизни и здоровья населения и окружающей среды. В рамках выполнения данной задачи таможенные органы вправе осуществлять функцию по проведению таможенного контроля1 .
Таможенный контроль — это совокупность определенных действий, совершаемых должностными лицами таможенных органов, для обеспечения соблюдения таможенного законодательства. Основным объектом таможенного контроля являются товары, перемещаемые через таможенную границу. В основу осуществления таможенного контроля положен принцип выборочности, который подразумевает проведение не сплошного, а частичного контроля объектов. Это позволяет обеспечить рациональное использование материальных, технических и трудовых ресурсов, сократить время контрольных операций, а также эффективно выбирать формы таможенного контроля. Согласно пункту 4 статьи 310 ТК ЕАЭС, для реализации этого принципа используется система управления рисками.
Под системой управления рисками понимается информационная система таможенных органов. Это специальная программа, которая обнаруживает объекты, в отношении которых необходимо произвести таможенный контроль, и те формы таможенного контроля, которые должны быть произведены в их отношении.
При помощи СУР оцениваются и участники внешнеэкономической деятельности. В настоящий момент в России используется субъектно-ориентированная модель, которая предполагает оценку деятельности лиц по 35 критериям и их распределение на три категории: высокого, среднего и низкого уровня риска. Основная особенность распределения заключается в том, что сами критерии являются открытыми и доступными для участников, а методы определения баллов по каждому критерию и итоговое значение скрыты от лиц. Такой подход позволяет избежать рисков «подстраивания» участниками своей деятельности под нужные критерии и попыток попасть в категорию низкого уровня риска недобросовестным путем. Категорирование позволяет осуществлять таможенный контроль в том объеме, который соответствует возможности нарушения таможенного законодательства участником ВЭД в зависимости от той категории, к которой он был отнесен2 .