Метод планирования ТОиР по фактическому состоянию считается наиболее эффективным и передовым, позволяет предотвращать аварийный ремонт и увеличивает загрузку оборудования. Для реализации данного метода требуется постоянный контроль за работой оборудования.
Осуществление такого контроля должно учитывать несколько следующих особенностей. Современное оборудование, такое как станки с ЧПУ (рис. 1), состоит из большого количества сложных функциональных блоков и работает в разных нагрузочных режимах. При эксплуатации станка требуется обеспечить не только его функциональную надежность, но и постоянно контролировать точностные характеристики его формообразующих узлов. Следует также принимать во внимание и вероятность непреднамеренных ошибочных действий обслуживающего станки персонала. С учетом этих факторов можно констатировать, что полнофункциональная диагностика станка является очень сложной задачей.
Современные системы управления оборудованием, такие как системы ЧПУ, управляют работой станков и контролируют их работу в реальном времени. Однако набор данных о работе станка, которые изготовитель позволяет считывать пользователю станка, не достаточен для полнофункциональной технической диагностики и, тем более, предиктивного анализа работы станка. Возможно, когда изготовители станков в будущем будут продавать не станки, а время их работы, станки будут оснащаться системами самодиагностики. Сегодня же для проведения технической диагностики требуется установка на станок дополнительных датчиков и диагностических приборов.
Для диагностики механических узлов используются системы вибромониторинга, как стационарные, так и переносные. Контроль точности станков выполняется, как правило, при помощи переносных приборов. Указанные системы имеют относительно высокую стоимость. Они достаточно сложны, дороги, и для их установки, наладки, эксплуатации требуется квалифицированный обученный персонал.
Например, для организации вибродиагностики только шпиндельного узла станка с ЧПУ общая стоимость виброоборудования (датчики, вибропреобразователь) и экспертной системы будет приближаться к миллиону рублей. Монтаж системы вибродиагностики достаточно трудоемок и требует разборки станка. Датчики вибрации требуется установить непосредственно рядом с подшипниками шпинделя, протянуть от них провода в шкаф управления. Но зачастую наиболее сложным этапом является настройка системы, т. к. для этого требуется знать кинематическую схему шпинделя, параметры подшипников и других контролируемых узлов станка. Если, например, вибродатчик будет установлен неверно или параметры подшипника будет указаны неточно, то диагностика состояния подшипника будет ошибочной.