Статья поступила 25.03.2025 г.
Статья одобрена к публикации 10.04.2025 г.
Бизнес зависим от персонала, как пчела от цветка. Симбиотическая связь не позволяет ни одной стороне обрести полный контроль во взаимоотношениях. Работодатель вынужден взаимодействовать с персоналом на доверительной основе.
История человеческих взаимоотношений не сформировала механизмов, 100% гарантирующих долгосрочное взаимное доверие. Вызов всех бизнесменов — достижение баланса между лояльностью и контролем. Оптимальной формой баланса интересов топ-менеджеров и собственников является установление созависимости личных и корпоративных целей. Правило «получаешь ты (дивиденды) — получаем мы (бонусы)» формирует надежный фундамент взаимного доверия.
В критические моменты развития компании собственники рассчитывают на преданность топ-менеджеров. Однако доверие и верность как страховка формируются заранее. Превентивное создание системы сверхмотивации топменеджеров является действенным средством при форс-мажоре.
Основатель бизнеса опирается на свой опыт и веру в задуманное. Первые успешные продажи, подтверждающие жизнеспособность идеи, запускают рост численности персонала. Активное развитие становится источником появления незаменимых топ-менеджеров, требующих особого отношения.
Собственник делегирует свои обязанности менеджерам, освобождается от трудоемких функций и одновременно утрачивает контроль над операционными задачами. Попадает в зависимость от ключевых менеджеров. Незаменимые сотрудники, не являясь учредителями, обретают полномочия управления критическими процессами и распоряжения значительными ресурсами. Бенефициар становится уязвим и зависим от команды «Золотой легион».
Безусловно, незаменимых сотрудников не бывает, но поиск нового специалиста равнозначной квалификации, опыта и связей за сопоставимую зарплату редко достигает цели. Потеря топ-менеджеров в критических ситуациях невосполнима из-за дефицита времени и ресурсов.