В предыдущих номерах журнала «Управление качеством» мы открыли цикл статей, посвященных практическому применению требований Системы менеджмента качества (СМК) к функционированию системы управления предприятием. В предыдущей статье была поднята тема №1 «Потери, связанные с планированием деятельности предприятия», в которой были отражены реальные практические примеры наиболее типичных ситуаций, связанных с источниками возникновения потерь, последствиями некорректного планирования и, наконец, с мероприятиями, предпринятыми для исправления наступивших последствий.
Обратите внимание: предыдущее предложение так и наталкивает на мысль, что речь идет о системе управления рисками предприятия, но это не совсем так! Безусловно, все подсистемы управления должны пересекаться в различных ключевых/контрольных точках — это естественно и правильно, иначе предприятие как система будет неконтролируемым и давать системные сбои, но здесь все-таки речь идет именно об СМК с ее требованиями к документированию, мониторингу и постоянному совершенствованию.
В завершении вступительной части считаю необходимым отметить: потерями можно и нужно управлять, главное — вести систематическое наблюдение, анализировать результаты, выявлять проблемы, находить оптимальные пути решения и, наконец, создавать и использовать базу знаний по предотвращению либо по устранению источников или последствий потерь.
Потери, связанные с ресурсным обеспечением текущей деятельности
Как утверждалось в предыдущей статье данного цикла публикаций, основные потери и источники их возникновения лежат в плоскости (на стадиях) планирования деятельности: от стратегического до оперативного планирования, причем, чем выше стадия, тем существеннее могут быть потери (за счет эффекта масштаба).
Теперь рассмотрим процессы, связанные с ресурсным обеспечением деятельности (где есть собственные «подводные камни»), такие как:
— финансовое обеспечение;