Одним из основных факторов развития общества является удовлетворение жизненно необходимой потребности человечества в продовольствии. Эволюция этого процесса все время направлена на повышение производительности и снижение затрат на производство сельскохозяйственной продукции. В свою очередь, рост производительности сельскохозяйственного производства невозможен без применения достижений науки, техники и предоставления информационных и консультационных услуг [2, 10, 14, 16].
Правительство России распоряжением от 19 марта 2014 г. № 398-р утвердило комплекс мер по переходу на принципы наилучших доступных технологий (НДТ) и внедрению современных технологий, который предусматривает достижение поставленных целей [12] (рис. 1).
Информационно-консультативные услуги являются неотъемлемой частью инновационной системы, где в настоящее время более чем когда-либо они играют ключевую роль связи между научно-исследовательскими, образовательными организациями и производством (от малых форм хозяйствования до агробизнеса). Все эти функции в той или иной степени выполнялись в аграрном секторе России до создания информационно-консультационных служб. Однако эффект от их реализации был весьма низок в силу того, что они реализовывались в значительной мере отдельно друг от друга различными структурами, не имевшими тесной связи между собой [5, 6].
Новые условия и потребности в консультационных услугах в инновационной системе требуют инвестиций в повышение потенциала организаций и профессионализма консультантов, а также в механизм распространения сельскохозяйственных знаний (создание сетей, платформ и т. п.).
Следует иметь в виду, что одной из важнейших и наиболее актуальных задач, стоящих перед АПК и аграрной наукой России и мира, является обеспечение максимальной реализации имеющегося генетического потенциала продуктивности растений, скота, рыбы, птицы и других культивируемых человечеством животных организмов [4, 7, 9, 15].
Особенностью консультационного продукта является его относительно низкая капиталоемкость. Правда, в последние годы наметилась тенденция к росту капиталоемкости в связи с внедрением информационных технологий. Но и в этих условиях консультирование остается трудоемким видом профессиональной деятельности, эффективность которой определяется в первую очередь потенциалом консультантов.