По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 631.15:636.08.003 DOI:10.33920/sel-06-2303-01

Система консультирования в сельском хозяйстве Тюменской области

О. В. Ковалева канд. с.-х. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Государственный агарный университет Северного Зауралья», Россия, г. Тюмень, e-mail: lemur.84@mail.ru

Информационно-консультативные услуги являются неотъемлемой частью инновационной системы, где в настоящее время более чем когда-либо они играют ключевую роль связи между научно-исследовательскими, образовательными организациями и производством. В эффективности деятельности формирования системы сельскохозяйственного консультирования в первую очередь заинтересованы сельскохозяйственные товаропроизводители, результативность работы которых непосредственно зависит от оперативного и полного получения необходимой информации и консультаций. Анализ процесса информационно-консультационного обслуживания показывает, что он базируется на эффективных современных знаниях, позволяющих оперировать с огромными по своей емкости информационными фондами. Необходимо отметить, что от передачи информации консультирование отличается тем, что направлено на конкретный объект, имеющий свои характеристики, развивающийся в специфических условиях. Успешная работа и распространение передового опыта сельскохозяйственного консультирования позволит создать в АПК эффективную систему для информационно-консультационного обслуживания сельских товаропроизводителей и населения, функционирующую в едином информационно-правовом пространстве, ориентированную на повышение эффективности производства, усиливающую влияние консультационных организаций системы на продвижение и реализацию инвестиционных проектов на региональном уровне и являющуюся одним из основных инструментов реализации государственной агропродовольственной политики.

Литература:

1. Винничек Л. Организация информационно-консультационной службы на базе высшего аграрного учебного заведения / Л. Винничек, Т. Терехина // АПК: экономика, управление. — 2004. — № 1. — С. 56–58.

2. Ковалева О. В. Приоритетное развитие сельского хозяйства в Тюменской области / О. В. Ковалева, М. Г. Волынкина, Н. М. Костомахин // Кормление сельскохозяйственных животных и кормопроизводство. — 2017. — № 11. — С. 3–8.

3. Ковалева О. В. Роль «Школы животновода» ГАУ Северного Зауралья в программе поддержки сельского хозяйства Тюменской области «5+» / О. В. Ковалева // Молодежь и наука: реальность и будущее: мат-лы X Междунар. науч.-практ. конф. — Невинномысск: НИЭУП, 2017. — Т. 1. — С. 172–174.

4. Костомахин Н. Племенные ресурсы крупного рогатого скота России и их рациональное использование / Н. Костомахин // Главный зоотехник. — 2015. — № 4. — С. 3–9.

5. Костомахин Н. Сельское хозяйство нуждается в государственном регулировании / Н. Костомахин // Животноводство России. — 2004. — № 9. — С. 10–12.

6. Костомахин Н.М. Оптимальный подход к решению национального проекта «Развитие АПК» в области животноводства / Н. М. Костомахин, Е. Н. Костомахина // Аграрная Россия. — 2007. — № 4. — С. 24–25.

7. Костомахин Н.М. Тонны или микроны? О целесообразности импорта племенного скота / Н. М. Костомахин // Совершенные агротехнологии. — 2010. — № 9. — С. 20-23.

8. Кошелев В. М. Перспективы развития системы обучения кадров информационно-консультационной службы АПК / В. М. Кошелев // Центр обучения кадров информационно-консультационной службы АПК РОССИИ, 2002 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.ftcntr.ru/Articl/ stvmk001.htm.

9. Миколайчик И. Совершенствование племенного молочного скота Зауралья / И. Миколайчик, Е. Достовалов, Н. Костомахин // Главный зоотехник. — 2014. — № 8. — С. 28–36.

10. Монгуш С. Д. Современное состояние скотоводства в Республике Тыва / С. Д. Монгуш, Н. М. Костомахин // Главный зоотехник. — 2016. — № 7. — С. 5–11.

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 2008 г. № 157 «О создании системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства».

12. Распоряжение Правительства РФ от 19.03.2014 № 398-р (ред. от 29.08.2015) «Об утверждении комплекса мер, направленных на отказ от использования устаревших и неэффективных технологий» (ред. от 17.03.2015 № 449-р).

13. Указ Президента РФ от 21 июля 2016 г. № 350 «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства» [Электронный ресурс] — URL: http://www.kremlin. ru/acts/bank/41139.

14. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264 «О развитии сельского хозяйства» (ред. от 12.02.2015).

15. Экспертиза кормов и кормовых добавок. — 4-е изд., испр. и доп. / К. Я. Мотовилов, А. П. Булатов, В. М. Позняковский и др. — Новосибирск, 2013. — 560 с.

16. Natural reserves of diatomite are as a component of organomineral fertilizers based on chicken manure / N. Sannikova, O. Shulepova, A. Bocharova et al. // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. "Fundamental and Applied Scientific Research in the Development of Agriculture in the Far East, AFE 2021 — Papers". — 2021. — P. 032093. DOI: 10.1088/1755-1315/937/3/032093.

Одним из основных факторов развития общества является удовлетворение жизненно необходимой потребности человечества в продовольствии. Эволюция этого процесса все время направлена на повышение производительности и снижение затрат на производство сельскохозяйственной продукции. В свою очередь, рост производительности сельскохозяйственного производства невозможен без применения достижений науки, техники и предоставления информационных и консультационных услуг [2, 10, 14, 16].

Правительство России распоряжением от 19 марта 2014 г. № 398-р утвердило комплекс мер по переходу на принципы наилучших доступных технологий (НДТ) и внедрению современных технологий, который предусматривает достижение поставленных целей [12] (рис. 1).

Информационно-консультативные услуги являются неотъемлемой частью инновационной системы, где в настоящее время более чем когда-либо они играют ключевую роль связи между научно-исследовательскими, образовательными организациями и производством (от малых форм хозяйствования до агробизнеса). Все эти функции в той или иной степени выполнялись в аграрном секторе России до создания информационно-консультационных служб. Однако эффект от их реализации был весьма низок в силу того, что они реализовывались в значительной мере отдельно друг от друга различными структурами, не имевшими тесной связи между собой [5, 6].

Новые условия и потребности в консультационных услугах в инновационной системе требуют инвестиций в повышение потенциала организаций и профессионализма консультантов, а также в механизм распространения сельскохозяйственных знаний (создание сетей, платформ и т. п.).

Следует иметь в виду, что одной из важнейших и наиболее актуальных задач, стоящих перед АПК и аграрной наукой России и мира, является обеспечение максимальной реализации имеющегося генетического потенциала продуктивности растений, скота, рыбы, птицы и других культивируемых человечеством животных организмов [4, 7, 9, 15].

Особенностью консультационного продукта является его относительно низкая капиталоемкость. Правда, в последние годы наметилась тенденция к росту капиталоемкости в связи с внедрением информационных технологий. Но и в этих условиях консультирование остается трудоемким видом профессиональной деятельности, эффективность которой определяется в первую очередь потенциалом консультантов.

Для Цитирования:
О. В. Ковалева, Система консультирования в сельском хозяйстве Тюменской области. Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве. 2023;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: