Главной задачей Тульского областного экзотариума как учреждения культуры Тульской области, музея живой природы, зоопарка, специализирующегося на разведении рептилий, является экобиоэтический ликбез, формирование экокультуры граждан посредством доступных и определяемых спецификой учреждения средств.
В направлении экологического воспитания и музейной педагогики широко применяются использование инновационных, нестандартных форм работы, разумный риск при апробировании и внедрении креативного нового, во всех разработках присутствует синтез разных областей знания, что позволяет непосредственно увеличивать количество посетителей, увлеченных биоэкологией, стабильно способствует популяризации Тульского областного экзотариума в области и за пределами региона. Характерной чертой работы отдела экологического воспитания и музейной педагогики, отдела развития и выставочно-экспозиционного отдела является умение одновременно сохранять популярными и любимыми проекты, которые стали уже традиционными и классическими, в то же время регулярно запускать новые. За два периода в истории самобытного учреждения1 сложилась система экологического воспитания и просвещения (см. таблицу).
Экологическое воспитание, как предшествующее экологическому образованию, осуществляется в специализированных классах образовательных учреждений, профильных лицеях и гимназиях, техникумах, вузах. Экологическое просвещение, как более емкое понятие, включает в себя периодические мероприятия экологической направленности широкого спектра форм (включая онлайн), охватывающие все без исключения возрастные и прочие категории посетителей.
Периодические мероприятия экологической направленности, помимо классических традиционных, например обзорной экскурсии, включают мини-экскурсии по тематическому запросу посетителей продолжительностью 20 минут. Например:
- «Крупные наземные грызуны экспозиции “Под пологом тропического леса”», «Мелкие стайные приматы экспозиции “Под пологом тропического леса”», «Обитатели водоемов экспозиции “Под пологом тропического леса”».