По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Система диагностики и прогнозирования остаточного ресурса приводов мобильных роботов на базе нечеткой логики

Рассмотрены вопросы диагностирования и прогнозирования остаточного ресурса приводов мобильных роботов. Предложена структура системы диагностики и прогнозирования на базе нечеткой логики. Приведено обоснование выбора функций принадлежности и диапазонов изменения входных (невязок) и выходных переменных. Представлены базы правил, обеспечивающие функционирование системы диагностики и прогнозирования.

Литература:

1. Monitoring of technical condition of motors and bearings of woodworking equipment / I. Abramov, Y. Nikitin, O. Zorina, P. Božek, P. Stepanov, V. Stollmann // Acta Facultatis Xylologiae. – 2014. – Vol. 56 (2). – Pp. 97−104.

2. Isermann R. Combustion Engine Diagnosis. Model-based Condition Monitoring of Gasoline and Diesel Engines and their Components. – Springer-Verlag GmbH, Germany, 2017. – 313 p.

3. Leonhard W. Control of electrical drives: 2nd edn. – Springer, Berlin, 2001.

4. Luo H. Plug-and-Play Monitoring and Performance Optimization for Industrial Automation Processes. – Springer Fachmedien Wiesbaden GmbH, 2017. – 158 p.

5. Romanov A. Ocenka ostatočnogo resursa privodov mobiľnych robotov / A. Romanov, J.R. Nikitin, P. Božek // In ARTEP 2020. Automatizácia a riadenie v teórii a praxi. – Košice: Technická univerzita v Košiciach, 2020. – S. 1–6. ISBN 978-80-553-3487-5.

6. Romanov A. Algoritm diagnostiki privodov mobiľnych robotov / A. Romanov, J.R. Nikitin, J. Peterka // In ARTEP 2020. Automatizácia a riadenie v teórii a praxi. – Košice: Technická univerzita v Košiciach, 2020. – S. 1–6. ISBN 978-80-553-3487-5.

7. Никитин Ю.Р. Логико-лингвистическая модель диагностирования и прогнозирования остаточного ресурса мехатронных объектов / Ю.Р. Никитин, И.В. Абрамов, П.И. Степанов // Интеллектуальные системы в производстве. – 2013. – № 2 (22). – С. 79–87.

8. Диагностирование приводов мобильных роботов на базе модели двигателя постоянного тока / Ю.Р. Никитин, С.А. Трефилов, А.И. Абрамов, И.В. Абрамов, Ю.В. Турыгин, А.В. Романов // Интеллектуальные системы в производстве. – 2018. – Т. 16. – № 4. – С. 114–121.

По разным оценкам, к 2035 г. не менее 30% рабочих мест будет заменено робототехническими и мехатронными системами. К приводам, используемым в робототехнике, предъявляют довольно жесткие требования. Для обеспечения их высокой надежности требуются системы диагностики и прогнозирования остаточного ресурса. Решению данной задачи посвящены работы [1–8].

Структура программы диагностирования и прогнозирования

В соответствии с алгоритмами [6, 7] разработана система диагностирования и прогнозирования, структура которой представлена на рис. 1.

В качестве входных параметров для блока предварительной диагностики, оценивающего техническое состояние привода, используются невязки (вычисляются как разница между фактическим и эталонными (модельными) значениями) по электрическому току и угловой скорости. В случае неудовлетворительного состояния привода проводится дальнейшее диагностирование на основе данных о вибрации и температуре.

С вибродатчика производятся измерения фактического виброускорения. Для вычисленного спектра виброскорости находится среднее квадратическое значение (СКЗ), полученное СКЗ передается в блок диагностики.

В качестве дополнительного параметра при проведении комплексной диагностики используется информация с датчика температуры. Фактическое значение сравнивается с критическим, полученная невязка передается в блок диагностирования.

Выбор функций принадлежности и диапазонов изменения переменных

Для обеспечения достоверности работы системы диагностирования необходимо назначать нечетное количество термов для каждой лингвистической переменной, а для обеспечения высокого быстродействия – число термов должно быть от 5 до 7. На основании экспериментальных данных диапазоны изменения лингвистических переменных «невязка по угловой скорости» ⊗ω и «невязка по току» ⊗I разделены на семь перекрывающих друг друга множеств, лингвистические переменные «СКЗ виброскорости» Vскз и «температура» t – на пять, лингвистическая переменная «техническое состояние привода» – на три.

Для Цитирования:
Романов А. В., Запотичная Л. В., Малышонков И. О., Урсегова А. С., Система диагностики и прогнозирования остаточного ресурса приводов мобильных роботов на базе нечеткой логики. КИП и автоматика: обслуживание и ремонт. 2021;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: