Пандемия COVID-19 продемонстрировала, что кризисная ситуация провоцирует существенную перестройку общественной и частной жизни, а также способствует пересмотру многих мировоззренческих и ценностных ориентаций. Это можно проследить на примере изменений представлений о солидарности и толерантности. Например, пандемия продемонстрировала возникновение настороженного отношения и даже стигматизации этнических китайцев [1], ставших жертвами стереотипов и дискриминации вследствие синофобии, т.е. неприязни к Китаю и выходцам из него. В ряде стран отмечалось изменение отношения к выходцам из Китая и распространение ложных стереотипных суждений об особенностях ведения ими быта, их национальных чертах, хотя в этих странах китайские диаспоры относительно спокойно чувствовали себя на протяжении многих десятилетий.
Кроме того, жители Китая довольно скоро после начала пандемии перестали быть желанными гостями по всему миру. Дискриминационные настроения в адрес граждан Китая довольно быстро сказались на объеме выдаваемых им туристических и деловых виз. Поверхностные разбирательства с целью найти виновников распространения инфекции привели к демонизации образа Китая и стигматизации его жителей, чем было наполнено информационное пространство различных стран.
В начале пандемии во французских СМИ появилась информация о том, что китайские мигранты стали виновниками быстрого роста заболеваемости по причине свойственной им ненадлежащей гигиены и нетривиальных пищевых практик [5]. Это следует рассматривать как своеобразную информационную войну против этнических китайцев, которые подверглись оскорблениям даже в тех странах, которые позиционировали себя как мультикультурные. Однако китайские рестораны повсеместно опустели, поскольку перестали считаться безопасными.
Следует отметить, что китайцы одними из первых начали носить маски, которые должны были хотя бы замедлить распространение инфекции, т.е. проявили высокую степень социальной ответственности. Однако даже ношение масок вызвало негативное отношение со стороны представителей других этнических групп, поскольку это воспринималось как доказательство инфицированности всех этнических китайцев, т.е. усиливало их стигматизацию в качестве носителей инфекции и виновников пандемии. Пандемия сформировала культурные и санитарные барьеры, что привело к нарастанию тенденции к сегрегации.