По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378

Синергия образования: взаимодействие ГК «ЭКРА» с учебными заведениями и трансформация курсов повышения квалификации

Воронов П. Л. канд. техн. наук, ведущий инженер департамента технического маркетинга систем релейной защиты и автоматизации энергосистем, НПП «ЭКРА», г. Чебоксары, E-mail: voronov_pl@ekra.ru
Воробьев Е. С. ведущий инженер департамента технического маркетинга систем релейной защиты и автоматизации энергосистем, НПП «ЭКРА», г. Чебоксары, E-mail: vorobev_es@ekra.ru
Гаврилов П. Г. ст. преподаватель, НОУ НОЦ «ЭКРА», г. Чебоксары, E-mail: gavrilov_pg@ekra.ru

В настоящее время многие отрасли экономики сталкиваются с серьезным дефицитом кадров, который является одной из наиболее актуальных проблем для бизнеса. Причины этого дефицита разнообразны: от недостатка качества и количества подготовки специалистов до социальных, экономических и организационных факторов, влияющих на рынок труда. Решение проблемы кадрового голода требует комплексного подхода, и не существует универсального решения для улучшения ситуации. Настоящая работа посвящена исследованию механизмов активного вовлечения предприятий, испытывающих дефицит высококвалифицированных специалистов, в процесс профессиональной подготовки кадров. Анализируются ключевые формы партнерского взаимодействия между хозяйствующими субъектами и образовательными организациями, включая организацию стажировок, практик, реализацию совместных проектов и программ дополнительного профессионального образования. Особое внимание уделяется обоснованию необходимости интеграции теоретической базы с прикладными навыками, что является критически важным фактором для обеспечения соответствия компетенций выпускников актуальным требованиям трансформирующегося рынка труда. Дополнительным предметом анализа в статье выступает влияние деятельности предприятий на формирование и функционирование системы дополнительного профессионального образования в масштабах электроэнергетической отрасли. Подчеркивается стратегическая важность таких программ, которые, обеспечивая рост компетенций текущих кадров и формируя привлекательность отрасли для новых специалистов, создают необходимые предпосылки для устойчивого развития электроэнергетики в условиях острого кадрового дефицита.

Литература:

1. Степанова Ю. Н., Лесникова М. С. Роль инноваций в современном развитии российского общества // Международный студенческий научный вестник. — 2017. — №6. — С. 71.

2. Глазырин А. В. Чебоксары — центр релестроения страны: история становления/А. В. Глазырин // Актуальные вопросы энергетики: Материалы VII Всероссийской научной конференции с международным участием, посвященной профессиональному празднику «День энергетика», Благовещенск, 19 декабря 2019 года/Отв. редактор О. А. Пустовая. — Благовещенск: Дальневосточный государственный аграрный университет, 2020. — С. 105–107.

3. Воробьев Е. С. Проблемы формирования научно-исследовательских кадров в университетском пространстве/Е. С. Воробьев, В. А. Мукин // Проблемы научного и вненаучного познания: сборник научных статей кафедры философии, социологии и педагогики, Чебоксары, 26 мая 2022 года. Вып. 11. — Чебоксары: Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова, 2022. — С. 44–53.

4. Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. №610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов» (с изменениями и дополнениями) (утратило силу) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://base.garant.ru/10136741/(дата обращения: 11.02.2025).

5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197‑ФЗ (ред. от 28.12.2024) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/(дата обращения: 11.02.2025).

6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273‑ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/(дата обращения: 11.02.2025).

7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. №499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://base. garant.ru/70440506/#block_444 (дата обращения: 11.02.2025).

8. Старченко Д. И. Особенности модели системы дополнительного профессионального образования специалистов электроэнергетической отрасли // Проблемы современного педагогического образования. — 2021. — №70–2. — https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-modeli-sistemy-dopolnitelnogoprofessionalnogo-obrazovaniya-spetsialistov-elektroenergeticheskoy-otrasli (дата обращения: 11.02.2025).

9. Мнацаканян А. С. Модернизация образовательных программ как один из способов повышения качества образования // Общество и право. — 2010. — №5 (32). — https://cyberleninka. ru/article/n/modernizatsiya-obrazovatelnyh-programm-kak-odin-iz-sposobov-povysheniya-kachestvaobrazovaniya (дата обращения: 11.02.2025).

В современных условиях инновационные исследования и разработки высокотехнологичных устройств являются одним из стратегических факторов, формирующих конкурентные преимущества Российской Федерации на мировой арене и определяющих ее экономический и социальный рост.

Общее число научно-исследовательских институтов в России сократилось на 17%, а число научно-исследовательских и опытно-конструкторских институтов — на 39%. Особенно резко сократилось число проектных и научно-исследовательских институтов — на 62% [1].

Параллельно снижается приток в высшую школу: абитуриентов становится меньше, а их вступительные баллы (ЕГЭ) стабильно снижаются, что говорит о проблемах в общеобразовательной подготовке. Наблюдается резкий дисбаланс: классические и технические вузы сохраняют относительную наполняемость, тогда как сельскохозяйственные испытывают острый дефицит абитуриентов.

Осознавая риски кадрового голода, группа компаний «ЭКРА» создала уникальную интегрированную модель сотрудничества с Чувашским государственным университетом. Эта отлаженная схема стала гарантией подготовки высококвалифицированных инженерных кадров.

Процесс начинается с совместной профориентационной работы преподавателей университета и сотрудников предприятий группы компаний среди учащихся школ и средне-специальных учебных заведений. Устраиваются дни открытых дверей на профильных факультетах, организуются экскурсии на головное предприятие НПП «ЭКРА».

Ежегодно проводится олимпиада «Надежда электротехники Чувашии» для учеников 9–11‑х классов и студентов выпускных курсов колледжей. Победители получают дополнительную стипендию при поступлении в Чувашский государственный университет и ценные призы от предприятий-партнеров олимпиады, одним из которых является НПП «ЭКРА».

Поступая на один из факультетов электро- и радиотехнического профиля, студенты получают доступ не только к лабораторной базе вуза, но и к ресурсам предприятий (рис. 1). После первого курса студенты направляются на ознакомительную практику на предприятия, где самые одаренные и хорошо зарекомендовавшие себя студенты остаются и устраиваются на работу, совмещая ее с учебой. Студент трудоустраивается на половину или четверть ставки, а его рабочий график формируется таким образом, чтобы не страдала успеваемость в вузе [2].

Для Цитирования:
Воронов П. Л., Воробьев Е. С., Гаврилов П. Г., Синергия образования: взаимодействие ГК «ЭКРА» с учебными заведениями и трансформация курсов повышения квалификации. Оперативное управление в электроэнергетике: подготовка персонала и поддержание его квалификации. 2025;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: