По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Символизм Победы в историческом контексте

Слова, значения, жесты, верования, религия и большая часть того, что совершается в жизни человека, имеет символическую природу. Каждый из нас ежедневно сталкивается со множеством символов и знаков, они окружают всех и каждого в течение всей жизни и способствуют формированию картины мира индивида. Одним из символов современности является символ Победы в Великой Отечественной войне.

Литература:

1. Щербинин А.И. Коммуникативная природа политического праздника // Политический маркетинг. — 2007. — № 6. — С. 17.

2. «Этот День Победы»: когда 9 мая стало выходным и как отмечали праздник в СССР и России // ТАСС [Электронный ресурс]. — URL: http://special.tass.ru/obschestvo/1832561.

3. Электронная версия газеты «Правда» (майские выпуски 1946 года). — http:// ihistorian.livejournal.com/258546.html.

4. Осокин А.Н. Великая тайна Великой Отечественной войны. Ключ к разгадке. — С. 276.

5. Млечин Л. Как Брежнев сменил Хрущева. Тайная история дворцового переворота. — С. 399.

6. Брежневский застой. Лекция Р.В. Хусаинова [Электронный ресурс]. — URL: http://www.husain-off.ru/hb2n/h2lekc30.html.

7. 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Раздел сайта, посвященный советскому творчеству (военная тематика) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.may9.ru/films.

8. Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 14.12.2015) «О ветеранах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).

9. Указы о присвоении звания «Город воинской славы» Старой Руссе, Гатчине, Петрозаводску, Грозному и Феодосии // Официальный сетевой ресурс Президента Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: http://kremlin.ru/events/president/news/49205.

10. Щербинин А.И., Щербинина Н.Г. Политический конструкт «Победа» в контексте феномена ностальгии по советскому // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. — 2010. — № 3. — С. 7–23.

11. Климова С. Победа наша или Сталина? // Социальная реальность [Электронный ресурс]. — URL: http://corp.fom.ru/uploads/socreal/post-115.pdf.

12. Калачева О. Празднование как индикатор социальных изменений: старые и новые праздники постсоветской России // Телескоп (журнал социологических и маркетинговых исследований) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.teleskop-journal.spb.ru/?cat=30&type=by_ theme&value=22&id=218.

13. День Победы — это народный или государственный праздник? // Фонд «Общественное мнение» [Электронный ресурс]. — URL: http://fom.ru/Proshloe/12152.

14. Путин с портретом отцафронтовика присоединился к шествию «Бессмертного полка» // ТАСС [Электронный ресурс]. — URL: http://tass.ru/obschestvo/1959120.

15. Путин: где бы ни отмечали День Победы — главное, что искренне // РИА-Новости [Электронный ресурс]. — URL: http://ria.ru/victory70/20150510/1063657007.html#ixzz46YL3C9nq.

16. Щербинина Н.Г. Конструирование виртуальной реальности и героический брендинг политического товара // Политический маркетинг. — 2009. — № 2. — С. 34–57.

17. Щербинин А.И. «Красный день календаря»: формирование матрицы восприятия политического времени в России // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. — 2008. — № 2. — С. 52–69.

18. Щербинин А.И. Вхождение в политический мир (теоретико-методологические основания политической дидактики // Полис. Политические исследования. — 1996. — № 5. — С. 136–145.

Стоит сказать, что такая общая формулировка («Победа») универсальна и отчасти именно потому правильная, что в данный символ каждый индивид часто вкладывает что-то свое, сокровенное, личное, семейное, помимо государственного, патриотического и идейного. Идея, безусловно, важна, но в одиночку зачастую не действует, нужны дополнительные личные мотивы.

Символ в широком смысле — вещь, которая обозначает или выражает что-либо (то есть это то, что замещает реальные или воображаемые явления). Символ состоит из знака (метки) и значения (интерпретации).

Одним из символов Победы является праздник — День Победы. Как отмечает А.И. Щербинин в работе «Коммуникативная природа политического праздника», праздник связан с сакральными основаниями общества, обладает ритуальной наполненностью, где символы играют важную роль [1]. С целью определения символизма Победы стоит обозначить символы Победы, их границы. Для данного праздника с помощью проведенных опросов общественного мнения можно выделить следующие символы:

- Знамя Победы;

- Парад Победы;

- георгиевская лента;

- День Победы;

- «Бессмертный полк»;

- памятники воинской славы;

- стелы с именами фронтовиков;

- города-герои, города воинской славы;

- «Синий платочек»;

- Вечный огонь;

- ветераны.

С течением времени символы подвергались модификации, сменяя друг друга, или же включались новые символы. В связи с выдвижением данного тезиса представляется логичным уделить внимание динамике взглядов на праздник Победы в 1945–1970-е и 1995–2016 годы.

Данные временные промежутки выбраны в связи с последовательностью определенных событий: какое отношение к Победе было в послевоенный период и спустя половину века.

По материалам ТАСС, первые два года (1945–1947) 9 мая было выходным днем, а с 1947 года и до указа Л.И. Брежнева 1965 года День Победы не был выходным, не было военного парада и широкого празднества [2]. Отношение к этому памятному дню было неоднозначным долгие годы. И.В. Сталин отменил данный праздник ввиду ряда причин. По одной из версий, так как сам не оправдывал свои действия в начале войны. Он считал, что были допущены ошибки тактического и стратегического характера, унесшие немало жизней, и больше всего он боялся военных, которые имели к нему немало обоснованных вопросов и претензий [3]. В конце 1940-х стало очевидно, что военный генералитет не вполне лоялен к генсеку, прогнозировалось противостояние военной и политической элиты, в котором политическая элита, «отвоевавшая в тылу», имела все шансы потерпеть поражение и утратить авторитет [4]. Ввиду данных обстоятельств участие в военных действиях стало иметь институциональную почву: совершались выплаты фронтовикам. Была четкая необходимость сохранить набор символических средств, благодаря которому лидирующая роль отводилась партии. Н.С. Хрущев совершил довольно радикальные действия, отменив выплаты фронтовикам, соответственно, выразив тем самым официальную позицию государства, руководствуясь принципом «прошлое должно оставаться в прошлом», потому как Советский Союз «одной ногой был уже в светлом будущем» [5, c. 399].

Для Цитирования:
Анна Сергеевна Юдина, Символизм Победы в историческом контексте. ЗАГС. 2023;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: