Стоит сказать, что такая общая формулировка («Победа») универсальна и отчасти именно потому правильная, что в данный символ каждый индивид часто вкладывает что-то свое, сокровенное, личное, семейное, помимо государственного, патриотического и идейного. Идея, безусловно, важна, но в одиночку зачастую не действует, нужны дополнительные личные мотивы.
Символ в широком смысле — вещь, которая обозначает или выражает что-либо (то есть это то, что замещает реальные или воображаемые явления). Символ состоит из знака (метки) и значения (интерпретации).
Одним из символов Победы является праздник — День Победы. Как отмечает А.И. Щербинин в работе «Коммуникативная природа политического праздника», праздник связан с сакральными основаниями общества, обладает ритуальной наполненностью, где символы играют важную роль [1]. С целью определения символизма Победы стоит обозначить символы Победы, их границы. Для данного праздника с помощью проведенных опросов общественного мнения можно выделить следующие символы:
- Знамя Победы;
- Парад Победы;
- георгиевская лента;
- День Победы;
- «Бессмертный полк»;
- памятники воинской славы;
- стелы с именами фронтовиков;
- города-герои, города воинской славы;
- «Синий платочек»;
- Вечный огонь;
- ветераны.
С течением времени символы подвергались модификации, сменяя друг друга, или же включались новые символы. В связи с выдвижением данного тезиса представляется логичным уделить внимание динамике взглядов на праздник Победы в 1945–1970-е и 1995–2016 годы.
Данные временные промежутки выбраны в связи с последовательностью определенных событий: какое отношение к Победе было в послевоенный период и спустя половину века.
По материалам ТАСС, первые два года (1945–1947) 9 мая было выходным днем, а с 1947 года и до указа Л.И. Брежнева 1965 года День Победы не был выходным, не было военного парада и широкого празднества [2]. Отношение к этому памятному дню было неоднозначным долгие годы. И.В. Сталин отменил данный праздник ввиду ряда причин. По одной из версий, так как сам не оправдывал свои действия в начале войны. Он считал, что были допущены ошибки тактического и стратегического характера, унесшие немало жизней, и больше всего он боялся военных, которые имели к нему немало обоснованных вопросов и претензий [3]. В конце 1940-х стало очевидно, что военный генералитет не вполне лоялен к генсеку, прогнозировалось противостояние военной и политической элиты, в котором политическая элита, «отвоевавшая в тылу», имела все шансы потерпеть поражение и утратить авторитет [4]. Ввиду данных обстоятельств участие в военных действиях стало иметь институциональную почву: совершались выплаты фронтовикам. Была четкая необходимость сохранить набор символических средств, благодаря которому лидирующая роль отводилась партии. Н.С. Хрущев совершил довольно радикальные действия, отменив выплаты фронтовикам, соответственно, выразив тем самым официальную позицию государства, руководствуясь принципом «прошлое должно оставаться в прошлом», потому как Советский Союз «одной ногой был уже в светлом будущем» [5, c. 399].