По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 392

Символизм камня в культовых сооружениях древности

Светлана Вячеславовна Архипова аспирантка Московского гуманитарного университета, направление — «Культурология», профиль 24.00.01 — «Теория и история культуры», 111395, Россия, Москва, ул. Юности, д. 5, эл. почта: svetara.ru@yandex.ru

Образ каменного города сегодня прочно вошел в нашу действительность. С культурологической точки зрения камень имеет огромную важность для определения ценности культовых и социальных объектов, поскольку для его обработки и перемещения необходимо было приложить максимум усилий. Автор прослеживает историю использования этого материала для ритуальных и культовых сооружений с древних времен. Исследование может стать полезным для определения фокуса внимания на символических и ритуальных объектах в историческом и социальном контексте.

Литература:

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — Б.: БГК им. И.А. Бодуэна де куртенэ., 2000. — 392 с.

2. Башляр Г. Земля и грезы о покое. — М.: Издательство нуманитарной литературы, 2001. — С. 194.

3. Бергер Л.Г. Эпистемология искусства. Художественное творчество как познание. «Археология» искусствоведения. Познание и стили искусства исторических эпох. — М.: Русский мир, 1997. — 402 с.

4. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. — Екатеринбург: Изд-во уральского ун-та, 2000. — 96 с.

5. Ефимов А.В. Колористика города. — М., 1990. — 272 с.

6. Злыднева Н.В. Белый цвет в русской культуре XX века. Признаковое пространство культуры / отв. ред. С.М. Толстая. — М.: Индрик, 2002. — С. 426.

7. Крамер. С.Н. Шумеры. Первая цивилизация на Земле: пер. Милосердова. — М.: Центрполиграф, 2002. — 342 с.

8. Книшенко Ю.В. История первобытного общества и основы этнографии. — Ростов н/Д: ИРУ, 1965. — С. 140–141.

9. Небрат С.Г. Охра в погребальном обряде катакобных культур Северного Приазовья / Вестник Мариупольского государственного университета, 2011. — Серия: История. Политология. — Вып. 2. — URL: https://cyberleninka.ru/ search?q=Небрат %20Сергей %20Геннадьевич&page=1.

10.Толстая С.М. Признаковое пространство культуры / отв. ред. — М.: Индрик, 2002. — С. 425.

11.Фрезер Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии: в 2 т. / пер. с англ. М. Рыклина. — М.: Терра — книжный клуб, 2001. — 496 с.

12.Фрезер Д.Д. Фольклор в ветхом завете. — АСТ, 2003. — 650 с.

13.Православная библиотека. — URL: https://azbyka.ru.

14.Абхидхармакоша. — URL: lib.rin.ru.

Представление о камне как об обожествляемом объекте зародилось еще на заре формирования религии. Иллюстрацией связи тотемической религии и камня служит и наскальная роспись, используемая в период среднего и верхнего палеолита. Изображения сцен охоты, ритуалов и животных на стенах пещер могут свидетельствовать о попытке закрепить священный образ на статике камня. Наделяя камни магическими свойствами, первобытные люди заложили основу для формирования сложного обрядового комплекса. Камням приносили жертвы, также они служили алтарями для принесения животных и человеческих жертв.

Многие камни, как олицетворение божеств, были посвящены определенному духу. Они требовали особого уважения к себе для получения определенных выгод. Некоторые камни почитали ради получения прибыли, здоровья или исполнения определенного рода желаний. Духа, находящегося в камне, требовалось «накормить», принеся ему еду, драгоценности или кровавую жертву. Предполагалось, что дух, находящийся в камне, питается им и готов предоставить взамен ряд благодеяний, которых от него ожидают. Однако такой вид поклонения относится в основном к необычным каменным образованиям. На острове Самоа «в святилище бога был один очень гладкий камень, находившийся в священной роще. Жрец тщательно защищал место кругом, покрывал камень ветвями, чтобы держать Бога в тепле. Перед тем как творить молитвы по случаю войны, засухи, голода или эпидемии, старые ветви аккуратно заменялись свежими. Никто не смел прикоснуться к камню; нарушителю этого запрета грозила гибель от смертоносной силы, исходящей от камня» [12].

Также древние камни являлись связующим звеном с местностью, на которой проживало племя. Они хранили население от бедствий, обеспечивали хорошую погоду, дожди или удачу на охоте. Принесение жертв данным камням являлось способом разделения с духами предков или местности собственного благосостояния, в надежде на то что они будут обеспечивать безопасность и успех населению на данной территории. Таким же уважением пользовались не только отдельные камни, но и необычные скальные образования, геологические аномалии. Каждое такое образование олицетворяло определенное божество, несущее положительное или отрицательное значение. Племена к югу от реки Нигер до сих пор приносят жертвы скалам и камням: «у дверей дома вождя племени стоит большой камень. Если кто-нибудь никак не может жениться или имеет бездетную жену, то он приносит в жертву камню курицу, надеясь, что камень наградит его женой или ребенком. Он передает курицу вождю, который совершает жертвенный обряд и сам съедает ее. Если желание жертвователей исполнилось, то он приносит камню еще одну курицу в качестве благодарственной жертвы» [12].

Для Цитирования:
Светлана Вячеславовна Архипова, Символизм камня в культовых сооружениях древности. Строительство: новые технологии - новое оборудование. 2023;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: