По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 392 DOI:10.33920/nik-02-2103-08

Символизм камня в культовых сооружениях древности

Архипова Светлана Вячеславовна аспирантка Московского гуманитарного университета, направление — «Культурология», профиль 24.00.01 — «Теория и история культуры» 111395, Россия, Москва, ул. Юности, д. 5, Эл. почта: svetara.ru@yandex.ru

Образ каменного города сегодня прочно вошел в нашу действительность. С культурологической точки зрения камень имеет огромную важность для определения ценности культовых и социальных объектов, поскольку для его обработки и перемещения необходимо было приложить максимум усилий. Автор прослеживает историю использования этого материала для ритуальных и культовых сооружений с древних времен. Исследование может стать полезным для определения фокуса внимания на символических и ритуальных объектах в историческом и социальном контексте.

Литература:

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — Б.: БГК им. И.А. Бодуэна де куртенэ., 2000. — 392 с.

2. Башляр Г. Земля и грезы о покое. — М.: Издательство нуманитарной литературы, 2001. — С.194.

3. Бергер Л.Г. Эпистемология искусства. Художественное творчество как познание. «Археология» искусствоведения. Познание и стили искусства исторических эпох. — М.: Русский мир, 1997. — 402 с.

4. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. — Екатеринбург: Изд-во уральского ун-та, 2000. — 96 с.

5. Ефимов А.В. Колористика города. — Москва, 1990. — 272с.

6. Злыднева Н.В. Белый цвет в русской культуре XX века. Признаковое пространство культуры / отв. ред. С.М. Толстая. — М.: Индрик, 2002. — с. 426

7. Крамер. С.Н. Шумеры. Первая цивилизация на Земле: пер. Милосердова. — М.: Центрполиграф, 2002. — 342 с.

8. Книшенко Ю.В. История первобытного общества и основы этнографии. — Ростов н/Д: ИРУ, 1965. — 140–141 с.

9. Небрат С.Г. Охра в погребальном обряде катакобных культур Северного Приазовья / Вестник Мариупольского государственного университета, 2011. — Серия: История. Политология. — Вып. 2. — URL: https://cyberleninka.ru/ search?q=Небрат%20Сергей%20Геннадьевич&page=1

10. Толстая С.М. Признаковое пространство культуры / отв. ред. — М.: Индрик, 2002. — С. 425.

11. Фрезер Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии: в 2 т. / пер. с англ. М. Рыклина. — М.: Терра — книжный клуб, 2001. — 496 с.

12. Фрезер Д.Д. Фольклор в ветхом завете. — АСТ, 2003. — 650 с.

13. Православная библиотека. — URL: https://azbyka.ru.

14. Абхидхармакоша. — URL: lib.rin.ru.

1. Arnkheym R. Iskusstvo i vizual'noye vospriyatiye. — B.: BGK im. I.A. Boduena de kurtene., 2000. — 392 s.

2. Bashlyar G. Zemlya i grezy o pokoye. — M.: Izdatel'stvo numanitarnoy literatury, 2001. — S.194.

3. Berger L.G. Epistemologiya iskusstva. Khudozhestvennoye tvorchestvo kak poznaniye. «Arkheologiya» iskusstvovedeniya. Poznaniye i stili iskusstva istoricheskikh epokh. — M.: Russkiy mir, 1997. — 402 s.

4. Bodriyyar ZH. V teni molchalivogo bol'shinstva, ili Konets sotsial'nogo. — Yekaterinburg: Izd-vo ural'skogo un-ta, 2000. — 96 s.

5. Yefimov A.V. Koloristika goroda. — Moskva, 1990. — 272s.

6. Zlydneva N.V. Belyy tsvet v russkoy kul'ture XX veka. Priznakovoye prostranstvo kul'tury / otv. red. S.M. Tolstaya. — M.: Indrik, 2002. — s. 426

7. Kramer. S.N. Shumery. Pervaya tsivilizatsiya na Zemle: per. Miloserdova. — M.: Tsentrpoligraf, 2002. — 342 s.

8. Knishenko YU.V. Istoriya pervobytnogo obshchestva i osnovy etnografii. — Rostov n/D: IRU, 1965. — 140–141 s.

9. Nebrat S.G. Okhra v pogrebal'nom obryade katakobnykh kul'tur Severnogo Priazov'ya / Vestnik Mariupol'skogo gosudarstvennogo universiteta, 2011. — Seriya: Istoriya. Politologiya. — Vyp. 2. — URL: https://cyberleninka.ru/ search?q=Nebrat%20Sergey%20Gennad'yevich&page=1

10. Tolstaya S.M. Priznakovoye prostranstvo kul'tury / otv. red. — M.: Indrik, 2002. — S. 425.

11. Frezer Dzh. Zolotaya vetv': issledovaniye magii i religii: v 2 t. / per. s angl. M. Ryklina. — M.: Terra — knizhnyy klub, 2001. — 496 s.

12. Frezer D.D. Fol'klor v vetkhom zavete. — AST, 2003. — 650 s.

13. Pravoslavnaya biblioteka. — URL: https://azbyka.ru.

14. Abkhidkharmakosha. — URL: lib.rin.ru.

Представление о камне как об обожествляемом объекте зародилось еще на заре формирования религии. Иллюстрацией связи тотемической религии и камня служит и наскальная роспись, используемая в период среднего и верхнего палеолита. Изображения сцен охоты, ритуалов и животных на стенах пещер могут свидетельствовать о попытке закрепить священный образ на статике камня. Наделяя камни магическими свойствами, первобытные люди заложили основу для формирования сложного обрядового комплекса. Камням приносили жертвы, также они служили алтарями для принесения животных и человеческих жертв.

Многие камни, как олицетворение божеств, были посвящены определенному духу. Они требовали особого уважения к себе для получения определенных выгод. Некоторые камни почитали ради получения прибыли, здоровья или исполнения определенного рода желаний. Духа, находящегося в камне, требовалось «накормить», принеся ему еду, драгоценности или кровавую жертву. Предполагалось, что дух, находящийся в камне, питается им и готов предоставить взамен ряд благодеяний, которых от него ожидают. Однако такой вид поклонения относится в основном к необычным каменным образованиям. На острове Самоа «в святилище бога был один очень гладкий камень, находившийся в священной роще. Жрец тщательно защищал место кругом, покрывал камень ветвями, чтобы держать Бога в тепле. Перед тем как творить молитвы по случаю войны, засухи, голода или эпидемии, старые ветви аккуратно заменялись свежими. Никто не смел прикоснуться к камню; нарушителю этого запрета грозила гибель от смертоносной силы, исходящей от камня» [12].

Также древние камни являлись связующим звеном с местностью, на которой проживало племя. Они хранили население от бедствий, обеспечивали хорошую погоду, дожди или удачу на охоте. Принесение жертв данным камням являлось способом разделения с духами предков или местности собственного благосостояния, в надежде на то что они будут обеспечивать безопасность и успех населению на данной территории. Таким же уважением пользовались не только отдельные камни, но и необычные скальные образования, геологические аномалии. Каждое такое образование олицетворяло определенное божество, несущее положительное или отрицательное значение. Племена к югу от реки Нигер до сих пор приносят жертвы скалам и камням: «у дверей дома вождя племени стоит большой камень. Если кто-нибудь никак не может жениться или имеет бездетную жену, то он приносит в жертву камню курицу, надеясь, что камень наградит его женой или ребенком. Он передает курицу вождю, который совершает жертвенный обряд и сам съедает ее. Если желание жертвователей исполнилось, то он приносит камню еще одну курицу в качестве благодарственной жертвы» [12].

Для Цитирования:
Архипова Светлана Вячеславовна, Символизм камня в культовых сооружениях древности. Ученый совет. 2021;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: