В современном обществе, несмотря на развитие научных знаний и техники, сохраняется высокий уровень суеверности; его заметное повышение на протяжении последних двух десятилетий фиксируется социологическими опросами [10, С. 170–175; 8]. Один из частных случаев суеверности — вера в магическую связь вещей, интерес к магическим практикам. В настоящее время «не только сохраняются многие старинные магические обряды и представления, но и возникают новые, связанные с новыми явлениями в общественной жизни» [12, С. 407]. Мировосприятие, ориентированное на магию, ведет к формированию ритуальных практик, связанных с получением различных благ: здоровья, безопасности, выстраивания любовных и брачных отношений, успешного деторождения, обустройства карьеры и т. д.
Под магическим мировосприятием в данной статье мы понимаем традиционные установки на симпатическую и контагиозную магию, основные положения которой сформулированы Дж. Фрэзером еще в конце XIX в. [14, С. 18–56]. Симпатическая магия основывается на представлении о том, что предметы, сходные по внешнему виду (магия подобия), либо побывавшие в непосредственном контакте (магия контакта), якобы имеют сверхъестественную, магическую связь друг с другом. Впоследствии эти общие положения были детализированы различными исследователями [12, С. 404–506]; в частности М. Элиаде указал на повышенное значение, которое придается категориям космогонической целостности и космогонического первоначала [16].
Исследованию бытующих на постсоветском пространстве ритуальных практик, основанных на магических представлениях, посвящено немало работ. В частности, рассматривались такие практики в свадебной [9, С. 379; 11], родильной [1, С. 348–349, 356–366], похоронной обрядности [15]; в различных социально-возрастных группах (в девичьей среде [2], у студентов [6], в профессиональных сообществах). О процветании в современном российском обществе «денежной магии», направленной на преумножение богатства, говорят материалы сборника А. Архиповой и Я. Фрухтманна [13, С. 17–270, 390–412]. Отдельные работы посвящены бытованию в современном обществе традиционных жанров, основанных на магическом видении мира — заговоров и примет.