По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Симуляционные центры — новая форма подготовки среднего медицинского персонала к оказанию неотложной помощи в акушерстве и неонатологии

Петров Т.И. врач акушер-гинеколог, заведующий родовым отделением, г. Москва, ул. Соколова, д. 14, pti134@ramblerl.ru

Симуляция — имитация выполнения реального процесса в течение определенного промежутка времени. Симуляционное обучение является важным компонентом подготовки персонала перинатального центра к оказанию медицинской помощи. Широкое внедрение системы симуляционного обучения в подготовку кадров учреждения перинатальной помощи является одной из приоритетных задач реформирования системы здравоохранения.

Литература:

1. Воротынцева Т.П., Неделин Е.Н. Строим систему обучения персонала. — М.: Бизнестехнология, 2015. — 267 с.

2. Кореея А. Создание симуляционного центра. Основные принципы и методическое руководство. Опыт программы «Здоровье матери и ребенка». — К.: Swiaa TPH, 2015. — 56 с.

3. Свистунов А.А. Симуляционное обучение в медицине. — М.: Издательство первого МГМУ им. Сеченова, 2013. — 147 с.

В последнее время в различные сферы жизнедеятельности человека все активнее внедряются различные виртуальные технологии. Мы встречаемся с достижениями науки и техники не только в производстве, транспортной промышленности и сфере коммуникаций. Система моделирования ситуаций, виртуальное прогнозирование, использование разнообразных тренажеров широко внедряются и становятся частью программ обучения, в том числе и в области здравоохранения. Согласитесь, что учиться технике постановки катетера безопаснее сначала все же на муляже, чем на живом пациенте.

Традиционная система подготовки медицинских кадров предусматривает получение теоретических знаний на базе медицинских вузов или училищ, прохождение практики в отделениях лечебно-профилактических учреждений под контролем преподавателей, периодическое прохождение курсов повышения квалификации в дальнейшем. Данный подход позволяет получить определенные знания и умения, но в большинстве случаев не сопровождается объективной проверкой правильного использования навыка в ходе профессиональной деятельности.

Практика проведения симуляционного обучения за рубежом имеет уже более чем десятилетний опыт, в России же это направление относительно новое. Отдельные фантомы для отработки простейших практических навыков в некоторых учебных заведениях использовались давно, например для отработки техники непрямого массажа сердца или искусственного дыхания. Но сложные виртуальные стимуляторы совместно с программами их применения появились лишь несколько лет назад [1].

Моделирование ситуаций и процессов происходит с применением различных фантомов, муляжей, тренажеров. При помощи специальных разработанных программ появилась возможность смоделировать различные варианты ситуаций, встречающихся в профессиональной деятельности медицинских работников. Накопленный за рубежом опыт позволил создать систему так называемого симуляционного (имитационного) обучения. Применение этой системы призвано существенно повысить эффективность и безопасность оказываемой медицинской помощи. Так, прежде чем совершать сложные манипуляции с организмом больного, обучаемый десятки раз может отработать эту схему на тренажере или фантоме. Программное обеспечение позволит применить эту технику с учетом физических особенностей пациента (пола, телосложения, тяжести состояния). Тренажеры, используемые в симуляционном обучении, спасают жизнь пациентам, позволяя совершать неизбежные ошибки в период обучения не на живых людях, и позволяют каждому получить неплохой уровень практической подготовки [2].

Для Цитирования:
Петров Т.И., Симуляционные центры — новая форма подготовки среднего медицинского персонала к оказанию неотложной помощи в акушерстве и неонатологии. Медсестра. 2016;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: