Вступление России в ВТО, либерализация формирования и наполнения продовольственного рынка, юридически узаконенные перемещения и перевозки животных и продуктов животного происхождения из стран ближнего и дальнего зарубежья стали реальностью настоящего времени. Все это чревато усложнением эпизоотической и эпидемической ситуации в стране и ее отдельных регионах [1, 2].
Срабатывает механизм выравнивания эпизоотической ситуации в странах-потребителях и поставщиках. Глобализация экономических и производственных процессов породила и возможность эмерджентных явлений биологического происхождения [3, 4].
Возникающие трансграничные и трансмиссивные болезни животных и людей и эмерджентные ситуации требуют межгосударственной кооперации в вопросах создания эпизоотического благополучия. Возникшие в Нижегородской области эмерджентные ситуации потребовали концентрации сил и средств на их ликвидацию, в том числе и ветеринарной службы. Этим подтверждается необходимость создания службы быстрого ветеринарного реагирования в условиях чрезвычайных ситуаций с целью упреждения экономических потерь и социальных аномалий, что и подтверждает актуальность выбранной темы и направлений наших исследований.
Цель работы – изучить в сравнительном аспекте и в динамике центр зарождения, временные, территориальные и популяционные границы (векторы) распространения эмерджентных ситуаций и на этой основе, с учетом эпидемического риска, разработать и усовершенствовать алгоритмы действий службы быстрого ветеринарного реагирования.
В работе использован комплексный эпизоотологический подход, методы современной прогностики и статистического контроля качества [2, 4, 5]. Измерения территориальных, временных и популяционных границ эпизоотического проявления эмерджентных инфекций проводили по методике В. В. Сочнева с использованием алгоритмов территориально-пространственной аппликации, календарных сроков – индекса эпизоотичности, показателей инцидентности и превалентности. Разрабатывали комплекс чрезвычайных мер в эмерджентной ситуации с соблюдением принципов приоритета государственных интересов, плановости, одномоментности и обязательности осуществления, строго единоначалия, бескомпромиссности и тотальности исполнения [1–3, 5].