В России статус местного самоуправления как самостоятельного базового института общественного и государственного устройства все чаще игнорируется, сетует Эмиль Маркварт, президент Европейского клуба экспертов местного самоуправления, профессор РАНХиГС. Он считает, что законодательство о местном самоуправлении становится барьером на пути развития российских городов.
— Мир будущего представляется нам преимущественно урбанизированным. Достаточно ли сильны наши города, чтобы стать точками роста в таких прогнозах?
— Сильный город — это сильное местное самоуправление, и наоборот. К сожалению, в Российской Федерации наблюдается явный тренд на снижение самостоятельности и значения местного самоуправления. Он обозначился в 2009 году, а с 2013 года набрал серьезные обороты. В 2017 году были приняты очередные, сто двадцатые, поправки к федеральному закону о местном самоуправлении, которые позволили повсеместно упразднять поселенческое местное самоуправление, превращая в так называемые городские округа любые населенные пункты или их группы. Тогда пал «последний бастион» не только для упразднения поселений, но и перед тем, чтобы любую деревню можно было называть городом.
Приведу в качестве примера лишь одно сравнение — большинство «городских округов» Сахалина имеет огромные площади: Охинский — 14,8 тыс. кв. км, Ногликский — 11,3 тыс. квадратных километров; при этом плотность населения там составляет от 0,71 до 1 человека на один квадратный километр (то есть в 10 раз ниже средней плотности населения в России в целом — по сути речь идет об огромных пустынях под названием «городской округ»). Для сравнения: площадь Нью-Йорка — 789 квадратных километров, а всей Нью-Йоркской агломерации — 8,68 тыс. квадратных километров.
Эмиль Маркварт — профессор Высшей школы государственного управления РАНХиГС. Президент Европейского клуба экспертов местного самоуправления. Кандидат юридических наук (российское право), доктор экономических наук. Автор многочисленных публикаций. В Российской Федерации работает c 1992 г.