Сибирский осетр, имеющий наиболее широкую среди других осетровых область распространения, удаленную от исторического центра ареала этой группы видов, обладает комплексом специфических адаптаций, включающим особенность структуры вида: повышенную по сравнению с другими видами осетровых эврифагию, эвритермность; более высокий уровень энергетических запасов; высокую лабильность соотношения соматического роста и генеративного обмена и, соответственно, темпа роста, размеров, возраста созревания и плодовитости, а также соотношения продолжительности жизни самцов и самок в зависимости от обеспеченности пищей; более эффективное расходование желтка в эмбриональном и постэмбриональном периодах развития; ускоренное постэмбриональное развитие с практически полным отсутствием периода питания в толще воды [6; 20]. Эти адаптации позволили виду освоить не только бореальные, но и арктические водоемы. Безусловно, вышеперечисленные адаптации сибирского осетра делают его наиболее перспективным объектом товарной аквакультуры.
Зарегулирование стока реки и создание крупных водохранилищ на Енисее и его притоках привели к значительным нарушениям условий обитания и воспроизводства особо ценного представителя ихтиофауны — сибирского осетра Acipenser baerii. Существенное воздействие на популяцию оказал и оказывает промысел.
Первые сведения о сибирском осетре реки Енисей появились в XVIII столетии в результате исследований Д.Г. Мессершмидта, И.Г. Гмелина, П.С. Палласа. Подробно хронология исследований систематического положения сибирского осетра бассейна Енисея (вплоть до середины ХХ столетия) приведена в работах Г.И. Рубана [18; 19], А.А. Вышегородцева, В.А. Заделенова [3].
Информация о некоторых особенностях жизненного цикла осетра бассейна реки Енисей в начале нынешнего столетия приводится, как правило, при описании фауны рыб [1-3; 6; 8; 10; 16-19].
Цель работы: анализ имеющихся в открытых источниках публикаций в области рыбохозяйственных исследований сибирского осетра бассейна реки Енисей.