Основных причин массовых увольнений три. Первая — множество непрофильных активов. Еще во времена СССР было принято, например, содержать на балансе завода детский лагерь, дом отдыха, совхоз и еще что-то, явно не относящееся к основному производству. Сегодня, при оптимизации производства, руководители бизнеса стараются сокращать все эти структуры и вспомогательные службы. Несколько лет назад в подобной ситуации компания «Русский алюминий» сократила штат с 16 тыс. до 6000 человек.
Вторая причина — прекращение быстрого роста бизнеса. «В 2011 г. у нашей компании появился инвестор, — рассказывает генеральный директор ''Мегаплана'' Сергей Козлов. — Компания стала очень быстро расти. К осени 2012 г. количество людей в штате достигло 150. Затем бурный рост прекратился, и мы поняли, что выручка не покрывает затраты на такое количество персонала. К концу лета 2013 г. мы сократили половину сотрудников. Когда руководители компании видят, что нарушается баланс между выручкой и расходами, первое, на чем начинают экономить, — кадры».
Третья причина сокращения штата кроется в развитии технологий. «Например, в начале января Сбербанк объявил о том, что в 2017 г. планирует подключить юридических роботов к созданию исковых заявлений для физических лиц, — комментирует генеральный директор ''Конструктора документов FreshDoc.ru'' Николай Пацков. — По мнению представителя банка, уже в первом полугодии 2017 г. такой подход позволит перепрофилировать или сократить до 3000 сотрудников компании, которые делали эту работу ранее».
Конкуренция с роботами грозит прежде всего «перекладывателям бумажек» — сотрудникам, которые изо дня в день выполняют рутинные задачи, не развиваясь и не осваивая новые функции, специальности и направления. И это далеко не первый случай в новейшей российской истории. Массовые сокращения мы уже наблюдали в 1990-х. Именно тогда чрезмерно раздутые бухгалтерии стали оптимизироваться с помощью «1С».
Самая очевидная причина увольнения — неэффективность сотрудника. «С вводом системы KPI в компании появилась возможность отслеживать результаты работы каждого, — поясняет руководитель отдела по работе с персоналом онлайн-сервиса кредитования ''Честное слово'' Альберт Мицевич. — Рассматривая кандидатуры на увольнение, первым делом мы попрощаемся с неэффективными работниками, которые систематически не достигают поставленных целей. Вслед за ними пойдут сотрудники, у которых есть потенциал к развитию, но долгое время нет ожидаемых результатов».