По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 003 DOI:10.33920/nik-02-2508-06

Шрифт как фактор цифрового суверенитета

Гаврилова Ольга Викторовна доцент кафедры прикладной информатики и статистики Московского гуманитарного университета 111395, Российская Федерация, г. Москва, ул. Юности, д. 5, Эл. адрес: gavrilova.ov@gmail.com
Зубковский Павел Алексеевич старший аналитик IPSOS Российская Федерация, г. Москва, ул. Верхняя Красносельская, д. 3, стр. 2, Эл. адрес: pavel@zubkovsky.ru

В статье рассматриваются проблемы разработки и использования отечественных шрифтов. Существует много исследований, посвященных влиянию шрифтов на восприятие текста, на количество продаж товаров и услуг при выборе шрифта в рекламе. До сих пор основными типами шрифтов для работы с документами, веб-сайтами и средствами разработки программного обеспечения являются соответственно: шрифты с засечками (антиква или serif); шрифты без засечек (гротеск или sans serif); моноширинные (monospace) – упрощающие работу на компьютере в текстовом режиме, в частности в средах разработки программного обеспечения. Есть шрифты, привязанные к определенному языку или функции обращения. Так, при чтении длинного текста, инструкции, договора лучше использовать шрифт с засечками (serif). Он не вызывает быстрой усталости. Если же возникает ситуация, при которой не хочется, чтобы человек дочитал до конца предложенный текст, рекомендован sans serif. В статье показано, как шрифт связан с системой информационной безопасности страны.

Литература:

1. Буренин С.Н. Формирование информационной культуры в университете. В сборнике: III Моисеевские чтения: Культура и гуманитарные проблемы современной цивилизации. доклады и материалы Общероссийской (национальной) научной конференции. Москва, 2020. — С. 496–502.

2. Ильинская Н.И. Воспитание креативности как основная функция вуза / Н.И. Ильинская // Художественное образование и наука. — 2021. — № 1(26). — С. 6–14.

3. Костина А.В. Формирование личности: влияние окружающей среды на систему ценностей / А.В. Костина // Моисеевские чтения. Климатические и иные резкие изменения в современной окружающей среде как реальная угроза развитию общества : Доклады и материалы VII Общероссийской научной конференции, Москва, 23 мая 2024 года. — Москва: Московский гуманитарный университет, 2024. — С. 227–232.

4. Нечаев Д.Ю. Интеллектуальная виртуальная образовательная среда как средство достижения образовательных целей в компетентностной парадигме / Д. Ю. Нечаев, А. Ю. Евсеева // Высшее образование для XXI века: роль гуманитарного образования в контексте технологических и социокультурных изменений: XV Международная научная конференция. Доклады и материалы. В 2-х частях, Москва, 14–16 ноября 2019 года / Под общей редакцией И.М. Ильинского. Том Часть 2. Москва: Московский гуманитарный университет, 2019. — С. 490–495.

5. Нечаев Д.Ю. Проблемы и решения эффективного информационного взаимодействия абонентов в рамках управления государственной программой «информационное общество» / Д.Ю. Нечаев, В. А. Титов // Проблемы и перспективы развития промышленности России : Сборник материалов шестой международной научно-практической конференции, Москва, 29 ноября 2019 года. — Москва: РУСАЙНС, 2020. — С. 227–231.

1. Burenin S.N. Formation of information culture at the university. In the collection: III Moiseevskie Readings: Culture and Humanitarian Problems of Modern Civilization. Reports and Materials of the All-Russian (National) Scientific Conference. Moscow, 2020. — P. 496–502.

2. Ilyinskaya N.I. Fostering creativity as the main function of the university / N.I. Ilyinskaya // Art education and science. — 2021. — No. 1 (26). — P. 6–14.

3. Kostina A.V. Personality formation: the influence of the environment on the value system / A.V. Kostina // Moiseevskie Readings. Climatic and other abrupt changes in the modern environment as a real threat to the development of society: Reports and Materials of the VII All-Russian Scientific Conference, Moscow, May 23, 2024. — Moscow: Moscow University for the Humanities, 2024. — P. 227–232.

4. Nechaev D.Yu. Intelligent virtual educational environment as a means of achieving educational goals in the competence-based paradigm / D. Yu. Nechaev, A. Yu. Evseeva // Higher education for the 21st century: the role of humanitarian education in the context of technological and socio-cultural changes: XV International Scientific Conference. Reports and materials. In 2 parts, Moscow, November 14–16, 2019 / General editorship of I. M. Ilyinsky. Volume Part 2. Moscow: Moscow University for the Humanities, 2019. — P. 490–495.

5. Nechaev D.Yu. Problems and solutions for effective information interaction of subscribers within the framework of managing the state program "information society" / D.Yu. Nechaev, V.A. Titov // Problems and Prospects of Development of Russian Industry: Collection of materials from the sixth international scientific and practical conference, Moscow, November 29, 2019. — Moscow: RUSAINES, 2020. — P. 227–231.

Статья поступила 02.02.2025 г. Статья одобрена к публикации 13.05.2025 г.

Про то, что существует множество разных шрифтов, молодое поколение чаще всего узнает из произведений Конан Дойля. Шерлок Холмс определял газету, из которой были вырезаны буквы для анонимного послания, по шрифту. Но если продолжить знакомство с миром шрифтов, то захватывает дух, насколько он бескрайний.

Так, поводом для создания наиболее популярного шрифта Times New Roman послужила исполненная критики статья британского типографа Стэнли Морисона, в которой он назвал печать The Times некачественной, а типографику устаревшей. За разработку нового шрифта для The Times взялся сам Морисон в тесном сотрудничестве с Виктором Лардентом — художником из рекламного отдела The Times. Новый шрифт создавался на основе популярного, но не в полной мере соответствующего требованиям газетного дизайна, шрифта Plantin — были внесены изменения для экономии места и повышения читаемости. Этот шрифт Морисона получил имя Times New Roman и впервые использовался в выпуске газеты «Таймс» от 3 октября 1932 года. Уже через год шрифт начал распространяться на коммерческой основе.

Компания Microsoft, операционная система Windows и пакет офисных программ Microsoft Office завоевали всемирную популярность. Разумеется, массовая компьютеризация России, начавшаяся в 1990-е годы, также проходила под флагом компании Microsoft. Самыми популярными гарнитурами в России сразу же стали русифицированные и уже присутствовавшие в составе Windows 3.1 шрифты Times New Roman, Arial и Courier New, относящиеся к классам антиква, гротеск и моноширинному соответственно.

Шрифты, о которых идет речь, лицензированы компанией Monotype Imaging. Иными словами, Microsoft, используя их в составе своих операционных систем, выплачивает Monotype Imaging лицензионные отчисления. Существенное влияние окружающей среды на систему ценностей [3] определило и действия компании Monotype Imaging в антироссийской санкционной политике, запрещающей использование определенных шрифтов компаниям, сотрудничающим с российским Министерством обороны.

Для Цитирования:
Гаврилова Ольга Викторовна, Зубковский Павел Алексеевич, Шрифт как фактор цифрового суверенитета. Ученый совет. 2025;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: