По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 624-2/-9

Шпалы для скоростных железных дорог из полимербетона

О. Фиговский проф., Израильская ассоциация изобретателей, г. Хайфа, Израиль
А. Футорянский инженер, Израильская ассоциация изобретателей, г. Хайфа, Израиль
А. Штейнбок д-р, Израильская ассоциация изобретателей, г. Хайфа, Израиль

Описано применение полимербетонных шпал на основе резинобетона с неметаллической композитной арматурой и методика изготовления таких шпал.

Литература:

1. Patent USA 6,303,683 — Liquid ebonite mixtures and coatings and concretes formed therefrom.

2. Патент РФ №2482248. Неметаллическая композитная арматура.

3. Advanced Polymer Concretes and Compounds by O. Figovsky & D. Beilin, CRC Press 2013. — Chapter 1. — State of the Art in Polymer Concrete.

4. Advanced Polymer Concretes and Compounds by O. Figovsky & D. Beilin, CRC Press 2013. — Chapter 2. — Polymer Concrete Based on Vulcanized Polybutadiene Matrix.

5. Филатов Е.В., Насников Д.Н. Расчет железнодорожного пути на прочность: методические указания. — Иркутск, 2016.

Шпалы, изготовленные из полимербетона, обладают всеми необходимыми качествами и отвечают всем требованиям, которые предъявляются к шпалам для скоростных железных дорог. Прежде всего это повышенная механическая прочность на сжатие и растяжение. Это устойчивая сопротивляемость деформациям от нагрузок динамического характера. Кроме того, полимербетон — это долговечный материал, обладающий водоотталкивающими свойствами и устойчивостью к воздействию агрессивных химических сред.

Предлагаемый полимербетон — это резинобетон, защищенный патентом США [1]. Резинобетон — это первый в мире полимербетон, где в качестве вяжущего материала используется не эпоксидная, полиэфирная или фурановая смола, а жидкий каучук (полибутадиен). Такой бетон имеет прочность на сжатие до 90 МРа и на растяжение при изгибе до 30 МРа. (Что особенно важно, так как этот показатель прочности на растяжение значительно превосходит прочность на растяжение обычного бетона на портландцементе.) Водопоглощение полимербетона не превышает 0,06%. Полимербетон обладает высокой химической стойкостью как в щелочах, так и в кислотах. Собственно, само вяжущее полимербетона может применяться как самостоятельное химически высокостойкое защитное покрытие, обладающее высокой адгезией к стали (до 11.5 МРа при отрыве) и работоспособное до температуры 95°С.

Технология производства таких шпал использует обычный агрегат, который используется для получения обычного бетона, но в качестве вяжущего применяется полимер. Также рекомендуется применение неметаллической композитной арматуры.

Основные технические характеристики резинобетона-полимербетона (RubCon®) показаны в таблице.

Изначально для укладки рельсовых путей использовались деревянные шпалы. Для предотвращения процесса гниения древесину этих шпал приходилось пропитывать антисептиком — креозотом. Пропитка креозотом значительно удлиняет срок службы шпал, но все равно каждые 5–15 лет деревянные шпалы приходят в негодность. При этом возникает необходимость замены этих шпал! Срок службы деревянных шпал зависит от климатических условий и режима эксплуатации. Кроме того, что для изготовления шпал приходится вырубать лес в больших количествах, так еще и креозот, проникая в почву, наносит непоправимый вред окружающей среде. Особенно остро стоит вопрос утилизации старых шпал. Утилизация деревянных шпал представляет собой большую и неразрешимую проблему, т.к. ежегодно по всему миру изымается из эксплуатации огромное количество шпал.

Для Цитирования:
О. Фиговский, А. Футорянский, А. Штейнбок, Шпалы для скоростных железных дорог из полимербетона. Строительство: новые технологии - новое оборудование. 2022;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: