По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 371.5

Школьный шпион

Трифонов Дмитрий журналист, г. Москва

Как в российских школах разворачивается новый виток цифровизации с элементами искусственного интеллекта.

Система интеллектуального видеонаблюдения вошла в повседневную жизнь тысяч российских школ: камеры с функцией распознавания лиц будут установлены во всех учебных заведениях. Решения базируются на технологиях компании — лидера в разработке алгоритмов распознавания лиц (в том числе для системы «Безопасный город») и специальной платформе, куда интегрирован модуль, позволяющий выявлять людей, не внесенных в «белый список».

Согласно опубликованным данным, для одного образовательного учреждения необходимо около 20 камер. В открытом доступе имеются данные о размещении более 28 тыс. камер на сумму свыше 2 млрд руб., власти планируют масштабировать систему до всех 43 тыс. российских школ. Это означает, что в течение ближайших лет наблюдение с элементами ИИ может охватить каждый школьный двор и коридор в стране. Как ранее сообщал замминистра цифрового развития Дмитрий Угнивенко, в рамках нацпроекта «Безопасный город» в России уже работают свыше 1,2 млн камер с ИИ-алгоритмами, что составляет почти треть от всей сети (около 3,8 млн камер). Планируется четырехкратное увеличение этого числа для роста раскрываемости преступлений на 30%.

Современные школьные системы видеонаблюдения уже не просто камеры, а высокотехнологичные комплексы, работающие на базе искусственного интеллекта. Такие решения реализованы в связке двух компонентов: физической инфраструктуры (камеры, серверы, каналы связи) и интеллектуального программного обеспечения. Ключевой компонент — система распознавания лиц, основанная на алгоритмах от NtechLab, которая позволяет в реальном времени:

• идентифицировать учащихся, сотрудников, посетителей;

• фиксировать попытки проникновения посторонних;

• отслеживать перемещения учеников и сотрудников внутри здания.

Как поясняет разработчик, технологии анализа видео включают не только распознавание лиц, но и распознавание поведения: системы могут определять «аномальные паттерны», такие как бег, драка, длительное стояние в углу, признаки плача или страха. Установленные камеры фиксируют движение в классах, коридорах, столовых, на входах и во дворах.

Для Цитирования:
Трифонов Дмитрий, Школьный шпион. Вопросы культурологии. 2025;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: