По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Школьный музей в образовательном пространстве малого города

Николай Шелегин средняя школа № 2, г. Искитим, Новосибирская область
Ключевые слова:

По оценке музеологов, традиционный музей активно развивается в направлении музея нового типа, приобретая функции, связанные с актуализацией наследия для формирования локальной идентичности, более привлекательного образа своей территорий. В этом актуальном тренде автор рассматривает и развитие музея общеобразовательного учреждения небольшого сибирского города.

Город Искитим в Новосибирской области по численности населения (57 032 тыс. человек) занимает 299 место среди 1112 городов Российский Федерации. Если крупные города, как правило, обладают большими ресурсами для расширения школьной образовательной среды, то возможности небольшого города для обеспечения эффективного учебного процесса с использованием технологий музейной педагогики намного скромнее. Поэтому в малых городах, районных центрах и даже отдельных селах помочь в этом могут хорошие школьные музеи.

В 2006 году в нашей школе был создан Историко-краеведческий музей, а через два года еще и Комната боевых традиций. Музейный комплекс «распределен» по всему школьному пространству. Он состоит из двух стационарных экспозиционных модулей, мобильных выставочных блоков и специализированных музейных зон, расположенных в разных помещениях и рекреационных пространствах.

Стационарные модули состоят из экспозиций, представляющих региональное историко-культурное наследие, культуру и быт населения Сибири, а также историю и традиции старейшей в Искитиме школы, которая создана в 1903 году. А вот экспозиция Комнаты боевых традиций ежегодно обновляется. За последние годы здесь были организованы временные выставки: «В Сибири не было войны», «Время выбрало нас», «Школа и война», «Искитимцы — герои Чернобыля». Мобильные выставочные блоки формируются в рекреационных зонах школы; они создаются к разным общешкольным событиям и функционируют только в процессе их проведения. В каникулярное время продолжительность их работы может составлять один-два дня в зависимости от плана воспитательных мероприятий школы, заявок классных руководителей и учителейпредметников. После проведения мероприятия выставки «консервируются» и при необходимости могут быть развернуты в течение часа в любом помещении или в парковой зоне школы.

Такая организация Школьного музейного комплекса позволяет охватить различными формами музейной работы большую часть школы и одновременно проводить разные по тематике занятия для разных возрастных групп обучающихся — во время общешкольных тематических классных часов, предметных недель, месячников патриотического воспитания и пр.

Для Цитирования:
Николай Шелегин, Школьный музей в образовательном пространстве малого города. Музей. 2018;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: