Заболевания сердечно-сосудистой системы являются актуальной проблемой современного здравоохранения. Весомую долю среди этих патологий занимает артериальная гипертензия (АГ) — стойкое повышение артериального давления выше 140/90 мм рт. ст. По некоторым источникам, 20–30 % взрослого населения страдает АГ. С возрастом распространенность данного заболевания увеличивается и составляет более 50 % у лиц старше 60 лет [1].
Артериальная гипертензия может быть симптомом разнообразных заболеваний, однако если выявить такое заболевание не удается, то следует говорить об эссенциальной гипертензии (гипертоническая болезнь), которая является хроническим процессом и составляет 90–95 % всех случаев гипертоний. АГ опасна своими грозными осложнениями, в первую очередь ИБС и инсультами, приводящими к стойкой нетрудоспособности и смерти больных [2].
Несмотря на значимость заболевания, только половина больных с гипертонией получают какую-либо терапию, а лечатся правильно всего 17 % женщин и 6 % мужчин. Такое положение дел говорит о необходимости создания более эффективных способов решения проблем, связанных с артериальной гипертензией [3].
В первую очередь следует думать о профилактике гипертонии как наиболее прогрессивном методе минимизации факторов риска хронических болезней, снижения случаев осложнений и увеличения качества жизни пациентов. Именно с такой целью и были созданы школы здоровья, являющиеся формой вторичной и третичной профилактики заболеваний, используемые в системе здравоохранения (гигиеническое обучения и воспитание — по МКБ-10 в классе ХХI, Z 70–76).
Согласно форме № 3.0, утвержденной постановлением Госкомстата России от 10.09.2002 № 175, школа для больных артериальной гипертензией может быть организована в поликлиниках, стационарах, медико-санитарных частях, профильных диспансерах, центрах медицинской профилактики, санаториях-профилакториях, курортах, санаториях, оздоровительных центрах и должна быть утверждена приказом руководителя учреждения. Необходимо установить критерии эффективности данной школы, основанной прежде всего на анкетировании занимающихся после цикла обучения, а также на заключении экспертизы независимой комиссии [4].