По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Школа — техникум — вуз

Наталья Белова декан среднетехнического факультета, доцент, кандидат технических наук, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, г. Санкт-Петербург. E-mail: stf@corp.smtu.ru
Александр Морозов заместитель декана среднетехнического факультета, доцент, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, г. Санкт-Петербург. E-mail: stf@corp.smtu.ru
Александр Морозов заместитель декана среднетехнического факультета, доцент, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, г. Санкт-Петербург. E-mail: stf@corp.smtu.ru
Ключевые слова:

Идея раннего профессионального самоопределения в цепочке «школа — техникум — вуз» в порядке эксперимента была реализована в 1989 г. в Ленинградском кораблестроительном институте, ныне СПб ГМТУ.

Для обеспечения системы непрерывного профессионального образования был создан среднетехнический факультет (СТФ), на который зачислялись на конкурсной основе выпускники 9-х классов г. Ленинграда (г. Санкт-Петербурга).

Среднетехнический факультет как структурное подразделение входит сегодня в состав университета, и весь образовательный процесс организован по вузовской системе. Лекционные и практические занятия на СТФ проводят преподаватели кафедр университета. Обучающиеся получают государственную стипендию, и каждый из них является полноправным студентом университета.

Учебный план сформирован на основе школьной программы 10–11-х классов и государственного стандарта для среднего профессионального образования. Помимо обязательных школьных дисциплин, на первых двух курсах с учётом специфики образовательного учреждения изучаются такие предметы, как «История флота», «Морская энциклопедия», «Компьютерная графика», «Устройство судов» и др., что позволяет значительно повысить уровень информированности обучающихся о профессии кораблестроителя.

Гуманитарный цикл учебного плана, включающий такие дисциплины, как «Философия», «Литература», «Биология», «Психология общения», позволяет изучить индивидуальные способности студентов, особенности темперамента, внимания, памяти, мышления, а специальные опросники, разработанные на факультете, позволяют им определиться в сфере профессиональных интересов и склонностей.

Профессиональному самоопределению помогает вовлечение студентов в учебно-научную деятельность. Такая форма подразумевает самостоятельный поиск информации, систематизацию, анализ, обобщение и обязательное выступление с сообщением передаудиторией на ежегодных научно-практических конференциях факультета.

Все вышесказанное формирует мотивационно-информационную основу для профессионального самоопределения. Студенты адаптируются к университетской среде, что обеспечивает плавный переход молодых людей к иному типу учения, осознанному выбору профессии.

Для Цитирования:
Наталья Белова, Александр Морозов, Александр Морозов, Школа — техникум — вуз. Ректор ВУЗа. 2018;1-2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: