Статья поступила 18.03.2023.
Не думайте, а потом записывайте, сразу думайте на бумаге.
Гарри Кемельман [3]
«Существует кризис письменной речи, — писал Ли Оделл. — Многие из наших обучающихся вообще не привыкли писать; большинство из них пишут не столь бегло, не столь проницательно и даже не столь правильно, как нам хотелось бы» [10]. Эта проблема по-прежнему весьма актуальна и остра для сферы прикладной аналитики, в которой немалое число лиц, самоименующих себя аналитиками, просто не способны писать.
Аналитическое письмо — это ни в коем случае не просто «заливка текстовкой» объемов бумаги. И речь вовсе не о том, способен ли человек на уровне, преподанном еще в школе, складывать слова в предложения, а предложения — в тексты. Более того, аналитическое письмо стремится выйти далеко за рамки просто лишь описательного изложения.
И мастерства добиться в этом комплексном, интегральном навыке возможно посредством весьма длительных и напряженных тренировок, а передать это мастерство возможно посредством определенных технологий.
Но для начала следует разобраться с тем, что же такое прикладное аналитическое письмо.
Аналитический цикл — это процесс постановки задач на производство прикладных аналитических работ, сбора (извлечения) исходных данных, их фильтрации, очистки и предобработки, аналитической обработки первичных и производных массивов данных, представления (конечным потребителям аналитики) результирующего прикладного аналитического продукта. По крайней мере вторая половина этого процесса немыслима без записей того, что удается достичь.
Прикладное аналитическое письмо (англ. analytical writing; иначе — эпистемическое письмо, англ. epistemic writing) является формой мышления (англ. writing as thinking) и важным основополагающим элементом общего процесса прикладной аналитики, преобразующим знания и стимулирующим мышление, познание и когнитивные достижения. Это один из центральных интеллектуальных навыков в научной деятельности и в деятельности практика-аналитика.