По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 342; 347; 349; 342.9; 34.03; 340.130.5; 340.14 DOI:10.33920/nik-01-2305-03

Школа прикладной аналитики: прикладное аналитическое письмо

Понкин Игорь Владиславович ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» Россия, 119571, г. Москва, просп. Вернадского, д. 82, стр. 1, e-mail: i@lenta.ru, ORCID: 0000-0003-4438-6649

Статья посвящена объяснению понятия и значения прикладного аналитического письма. Автор излагает требования к аналитическому письму и объясняет некоторые из них. В их числе — метакогнитивная дистанцированность; аналитическая проницательность; аналитическая зрелость; оценочная и интерпретационная определенность; аналитическая беглость; аналитическая гибкость; аналитическая оригинальность; аналитическая точность.

Литература:

1. Плэтт В. Информационная работа стратегической разведки: основные принципы / В. Плэтт. — М.: Изд-во иностранной литературы, 1958. — 342 с.

2. Степин В.С., Елсуков А.Н. Методы научного познания / В.С. Степин, А.Н. Елсуков. — Минск: Вышэйшая школа, 1974. — 152 с.

3. Advice to Writers: A Compendium of Quotes, Anecdotes, and Writerly Wisdom from a Dazzling Array of Literary Lights / Jon Winokur. — New York: Knopf Doubleday Publishing Group; Vintage Books, 1999. — 164 p.

4. Bizzell P. William Perry and Liberal Education / P. Bizzell // College English. — 1984. — Vol. 46. — № 5. — P. 447–454.

5. Dunn P.A. Talking, Sketching, Moving: Multiple Literacies in the Teaching of Writing / P.A. Dunn. — Portsmouth (New Hampshire, USA), 2001. — xi; 177 p.

6. Gollins A., Gentner D. A Framework for a Cognitive Theory of Writing / A. Gollins, D. Gentner // Cognitive processes in writing / Edited by Lee W. Gregg and Erwin R. Steinberg. — New York: Routledge, 1980.

7. Kampman C.M., Mangio C.A., Parry T.L., Wilkinson B.J. Framework for analytic cognition: Guide for doing all-source intelligence analysis / Interim Report for January 2011 thru December 2011 / C.M. Kampman, C.A. Mangio, T.L. Parry, B.J. Wilkinson. — Wright-Patterson (Ohio, USA), 2011. — xi; 208 p.

8. Kent S. Strategic intelligence for American world policy / S. Kent. — Hamden, Connecticut, USA): Archon books, 1965. — xxvii; 226 p.

9. Król K., Zdonek D. Analytics Maturity Models: An Overview / K. Król, D. Zdonek // Information. — 2020. — Vol. 11. — № 3. — P. 142–160.

10. Odell L. Teaching Writing by Teaching the Process of Discovery: An Interdisciplinary Enterprise / L. Odell // Cognitive processes in writing / Edited by Lee W. Gregg and Erwin R. Steinberg. — New York: Routledge, 1980.

11. Robb C.S., Silberman L.H., Levin R.C. et al. The Commission on the Intelligence Capabilities of the United States regarding Weapons of Mass Destruction: Report to the President of the United States / C.S. Robb, L.H. Silberman, R.C. Levin et al. — Washington (D.C., USA): Government Printing Office, 2005. — xi; 601 p.

12. Sherman Kent and the Board of National Estimates: Collected Essays / S. Kent / Ed. by Donald P. Steury. — Washington (D.C., USA): Center for the Study of Intelligence, 1994. — 212 с.

13. Stromer-Galley J., Rossini P., Kenski K. et al. Flexible versus structured support for reasoning: enhancing analytical reasoning through a flexible analytic technique / J. StromerGalley, P. Rossini, K. Kenski et al. // Intelligence and National Security. — 2021. — Vol. 36. — № 2. — P. 1–20.

1. Platt W. Strategic intelligence production: Basic Principles / W. Platt. — Moscow: Foreign Literature Publishing House, 1958. — 342 p.

2. Stepin V.S., Yelsukov A.N. Methods of scientific knowledge / V.S. Stepin, A.N. Yelsukov. — Minsk: High School, 1974. — 152 p.

3. Advice to Writers: A Compendium of Quotes, Anecdotes, and Writerly Wisdom from a Dazzling Array of Literary Lights / Jon Winokur. — New York: Knopf Doubleday Publishing Group; Vintage Books, 1999. — 164 p.

4. Bizzell P. William Perry and Liberal Education / P. Bizzell // College English. — 1984. — Vol. 46. — № 5. — P. 447–454.

5. Dunn P.A. Talking, Sketching, Moving: Multiple Literacies in the Teaching of Writing / P.A. Dunn. — Portsmouth (New Hampshire, USA), 2001. — xi; 177 p.

6. Gollins A., Gentner D. A Framework for a Cognitive Theory of Writing / A. Gollins, D. Gentner // Cognitive processes in writing / Edited by Lee W. Gregg and Erwin R. Steinberg. — New York: Routledge, 1980.

7. Kampman C.M., Mangio C.A., Parry T.L., Wilkinson B.J. Framework for analytic cognition: Guide for doing all-source intelligence analysis / Interim Report for January 2011 thru December 2011 / C.M. Kampman, C.A. Mangio, T.L. Parry, B.J. Wilkinson. — Wright-Patterson (Ohio, USA), 2011. — xi; 208 p.

8. Kent S. Strategic intelligence for American world policy / S. Kent. — Hamden, Connecticut, USA): Archon books, 1965. — xxvii; 226 p.

9. Król K., Zdonek D. Analytics Maturity Models: An Overview / K. Król, D. Zdonek // Information. — 2020. — Vol. 11. — № 3. — P. 142–160.

10. Odell L. Teaching Writing by Teaching the Process of Discovery: An Interdisciplinary Enterprise / L. Odell // Cognitive processes in writing / Edited by Lee W. Gregg and Erwin R. Steinberg. — New York: Routledge, 1980.

11. Robb C.S., Silberman L.H., Levin R.C. et al. The Commission on the Intelligence Capabilities of the United States regarding Weapons of Mass Destruction: Report to the President of the United States / C.S. Robb, L.H. Silberman, R.C. Levin et al. — Washington (D.C., USA): Government Printing Office, 2005. — xi; 601 p.

12. Sherman Kent and the Board of National Estimates: Collected Essays / S. Kent / Ed. by Donald P. Steury. — Washington (D.C., USA): Center for the Study of Intelligence, 1994. — 212 с.

13. Stromer-Galley J., Rossini P., Kenski K. et al. Flexible versus structured support for reasoning: enhancing analytical reasoning through a flexible analytic technique / J. StromerGalley, P. Rossini, K. Kenski et al. // Intelligence and National Security. — 2021. — Vol. 36. — № 2. — P. 1–20.

Статья поступила 18.03.2023.

Не думайте, а потом записывайте, сразу думайте на бумаге.

Гарри Кемельман [3]

«Существует кризис письменной речи, — писал Ли Оделл. — Многие из наших обучающихся вообще не привыкли писать; большинство из них пишут не столь бегло, не столь проницательно и даже не столь правильно, как нам хотелось бы» [10]. Эта проблема по-прежнему весьма актуальна и остра для сферы прикладной аналитики, в которой немалое число лиц, самоименующих себя аналитиками, просто не способны писать.

Аналитическое письмо — это ни в коем случае не просто «заливка текстовкой» объемов бумаги. И речь вовсе не о том, способен ли человек на уровне, преподанном еще в школе, складывать слова в предложения, а предложения — в тексты. Более того, аналитическое письмо стремится выйти далеко за рамки просто лишь описательного изложения.

И мастерства добиться в этом комплексном, интегральном навыке возможно посредством весьма длительных и напряженных тренировок, а передать это мастерство возможно посредством определенных технологий.

Но для начала следует разобраться с тем, что же такое прикладное аналитическое письмо.

Аналитический цикл — это процесс постановки задач на производство прикладных аналитических работ, сбора (извлечения) исходных данных, их фильтрации, очистки и предобработки, аналитической обработки первичных и производных массивов данных, представления (конечным потребителям аналитики) результирующего прикладного аналитического продукта. По крайней мере вторая половина этого процесса немыслима без записей того, что удается достичь.

Прикладное аналитическое письмо (англ. analytical writing; иначе — эпистемическое письмо, англ. epistemic writing) является формой мышления (англ. writing as thinking) и важным основополагающим элементом общего процесса прикладной аналитики, преобразующим знания и стимулирующим мышление, познание и когнитивные достижения. Это один из центральных интеллектуальных навыков в научной деятельности и в деятельности практика-аналитика.

Для Цитирования:
Понкин Игорь Владиславович, Школа прикладной аналитики: прикладное аналитическое письмо. Вопросы культурологии. 2023;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: