Разговор о моделях территориального развития чрезвычайно сложен — общепризнанных классификаторов этих моделей нет, а принципы их работы совершенно не очевидны ни экономистам, ни юристам. Мне хотелось бы максимально упростить предмет, используя совершенно не научную классификацию. Давайте посмотрим, как возникают импульсы городского развития, вспомнив притчу о шести мудрецах, каждый из которых излагал свое мнение о том, откуда на свете берется всё.
Моисей сказал, что всё от Бога.
Действительно, в российском опыте есть случаи, когда городу удается «сварить кашу из топора». Самый известный, часто поминаемый всуе кейс — новейшая история города Мышкина Ярославской области. Как основное средство раскрутки было использовано его название. Городу удалось получить деньги на открытие музеев, приобрести лоббистские возможности и сделать остановку для круизных судов, которые ходят по Волге.
Но кейс Мышкина никто в полной мере так и не повторил. Он возможен, наверное, только в очень маленьких городках, где есть внутренняя энергетика, данная, как кажется, тоже от Бога. Тем, кто хочет попробовать нечто подобное, нужны предварительные социологические исследования, чтобы понять, насколько такого рода «каша из топора» вообще приемлема для данного города.
При попытке масштабирования таких проектов нужно понимать, какие побочные эффекты они могут нести для более крупных городов. Например, идея объявить Ульяновск не только родиной Ленина, но и родиной Колобка совершенно провалилась в силу своей абсолютной неадекватности. Власти не осознали это вовремя, потому что не прибегли к услугам социологов.
Другой типичный пример появления импульса развития из ничего — использование юбилейной даты для обоснования программы развития. Это типовая история для российских городов. Успешным был, например, опыт Пензы, где появились Дворец спорта, Ледовый дворец, бассейны, ФОКи, драмтеатр, филармония с самым большим органом в России. Общая проблема в том, что такого рода инфраструктурные изменения часто проводятся без реального согласования с жителями, и власти получают обратный эффект. Консолидация возможна только тогда, когда жители воспринимают эту идею в качестве своей.