По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Шариат и современное право

А. Д. Смагулов Посол по особым поручениям МИД Республики Казахстан. E-mail: agybay2006@mail.ru.

В статье рассматривается вопрос о влиянии ислама на принятие политических решений. Автор ставит вопрос о кардинальной реформе ислама и отделении религии от вмешательства в государственные дела.

Литература:

1. Абу Сулайман Абд ал-Хамид Ахмад. Реформа современной исламской мысли: константы и переменные на примере системы уголовных наказаний. — Баку: CBS, 2010. — С. 118.

2. Аль-Джанаби М. М. Философия современной мусульманской реформации. — М.: ООО «Садра», 2014. — 436 с.

3. Ан-Наим А. А. На пути к исламской реформации / пер. О. Фадиной; отв. Ред. Д. Фурман. — М.: Музей и общественный центр имени А. Сахарова, 1999. — 283 с.

4. Аркун Мухаммед. Размышления мусульманина о «новом» катехизисе http://agnuz.info / app / webroot / library / 6 / 526 / page09.htm

5. Аркун Мухаммед. Ислам и демократия. Какая демократия? Какой ислам? http://www.strana-oz.ru / 2003 / 6 / islam-i-demokratiya-kakaya-demokratiya-kakoy-islam

6. Профессор Ан-Наим придумал, как примирить демократию с теократией. Надо ли ислам толковать по-новому? http://www.centrasia.ru / newsA.php?st=1033504620

7. Abdullah Ahmed an-Naim. Islam and the Secular State: Negotiating the Future of Sharia. HarvardUniversityPress 2008.

8. http://ksanfi k.livejournal.com / 288865.html.

В настоящее время существуют и признаны ряд государств, которые имеют в своем название слово «исламский», или ислам провозглашается в них государственной религией. Но в этих государствах мусульманское право — шариат, адаптировано к современности и, по умолчанию, используется избирательно. Без реформы самого ислама в плане отделения религии от государства.

Правительства большинства мусульманских стран провели в прошлом веке правовые реформы. В одних странах шариат заменили на светское законодательство в сфере коммерческого, гражданского, конституционного и уголовного права, оставив под юрисдикцией шариатских судов только семейное право и систему наследования.

В других странах официальные власти пошли дальше и для реформы шариатских семейного законодательства и законов наследования использовали различные способы для ограничения применения исламского права, не пытаясь при этом изменить само содержание соответствующих шариатских правил. Например, с целью препятствования вступлению в брак несовершеннолетних Закон, принятый в 1931 г. в Египте, лишил суды права принимать заявления на вступление в брак, если жених не достиг возраста восемнадцати, а невеста — шестнадцати лет. Египетский закон 1925 г. ограничил права мужа на развод. Согласно тунисскому закону от 1956 г., ни один развод не может быть признан действительным без согласия суда. Более того, суд вправе требовать от супруга выплатить жене определенную сумму в качестве компенсации, если сочтет, что тот отвергает жену без достаточных оснований, или данный развод каким-то образом влечет для нее тяжелые последствия. В 1984 г. в Кувейте был принят Закон о гражданских состояниях (347 статей), регулирующий вопросы брака и наследования для последователей религиозной школы имама Малика.

В Сирии и Ираке новое толкование шариата было применено для введения обязательности процедуры одобрения судом любого полигамного брака, чтобы гарантировать соблюдение всех толкований Корана о справедливости в отношении жен. В Тунисе в 1956 г. законодательно было вообще запрещено многоженство исходя из того, что оно более неприемлемо и что требования Корана о справедливом отношении к женам ни один мужчина, кроме Пророка, на практике выполнить не может.

Для Цитирования:
А. Д. Смагулов, Шариат и современное право. Дипломатическая служба. 2017;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: