По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.017.4 DOI:doi.org/10.33920/nik-04-240304-22

Шахматы и воспитание патриотизма у студентов аграрных вузов в России

Виталий Николаевич Тарасенко кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К. А. Тимирязева, Россия, 127434, г. Москва, ул. Тимирязевская, д. 49, E-mail: lasker88@mail.ru
Алина Сергеевна Бочковар магистр культурологии, аспирант кафедры искусств, ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Россия, 129226, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4, стр. 1, E-mail: telishion-2015@mail.ru
Никита Иванович Стенин студент 1 курса института экономики и управления АПК, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К. А. Тимирязева, Россия, 127434, г. Москва, ул. Тимирязевская, д. 49, E-mail: n_stenin@inbox.ru

Шахматы, как интеллектуальная игра с глубокой историей и высокой культурной ценностью, играют значимую роль в воспитании молодежи. На первый взгляд может показаться, что шахматы — это всего лишь досуговое занятие, однако они вбирают в себя множество аспектов, которые способствуют формированию патриотических настроений, особенно в условиях современного общества, где молодежь все чаще сталкивается с вызовами глобализации. Эта игра помогает не только развивать критическое мышление и стратегическое планирование, но и формирует важные ценности, такие как уважение, дисциплина, трудолюбие и соперничество, что в свою очередь может быть направлено на воспитание чувства принадлежности к своей стране и культуре.

Литература:

1. Котов, А. Записки шахматиста. — М.: Молодая гвардия, 1957. — 256 с.

2. Нанн, Дж. Секреты практических шахмат. — М.: Русский Шахматный Дом, 2012. — 304 с.

3. Суродин, В. И. Не рядовой солдат страны. Век разведчика Алексея Ботяна. — М.: Граница, 2019. — 240 с

4. Линдер, И. М. У истоков шахматной культуры. — М.: Знание, 1967. — 352 с.

5. Тайманов, М. Е. Вспоминая самых-самых... — СПб.: Ретро, 2003. — 287 с.

6. Авербах, Ю. Л. Шахматы на сцене и за кулисами. — М.: Рипол Классик, 2003. — 320 с.

1. Kotov, A. (1957). Notes of a chess player. — Moscow: Molodaya Gvardiya, 256 p. (In Russian)

2. Nunn, J. (2012). Secrets of practical chess. Moscow: Russian Chess House, — 304 p. (In Russian)

3. Surodin, V. I. (2019). Not an ordinary soldier of the country. The Century of the scout Alexei Botyan. — Moscow: Frontier, 240 p. (In Russian)

4. Linder, I. M. (1967). At the origins of chess culture. — Moscow: Znanie, 352 p. (In Russian)

5. Taimanov, M. E. (2003). Remembering the very most... — St. Petersburg: Retro, 287 p. (In Russian)

6. Averbakh, Yu. L. (2003). Chess on stage and behind the scenes. — Moscow: Ripol Classic, 320 p. (In Russian)

Актуальность исследования патриотического воспитания через шахматы проистекает из современного контекста, в котором патриотизм часто воспринимается как устаревшая концепция, но современные тенденции развития российского общества и заявления ключевых политических деятелей говорят об обратном. Традиции российского общество нужно приумножать и сохранять, об этом говорит и Президент Российской Федерации В. В. Путин. При этом вообще не следует забывать, что именно такие традиционные занятия, как игра в шахматы, могут стать мостом для передачи исторического и культурного наследия, воспитывая у молодежи чувство гордости за свою страну и ее достижения. Шахматы открывают перед игроками возможность не только самовыражения, но и осознания того, что каждая партия — это внутреннее противостояние, аналогичное борьбе за лучшее будущее своего народа. В условиях, когда часто отмечаются дефицит патриотических инициатив и низкий уровень интереса к национальной культуре, шахматы могут послужить катализатором для восстановления интереса к отечественным традициям и достижениям.

Существующие исследовательские работы показывают, что игры и спортивная деятельность в целом являются мощными инструментами формирования личностных и социальных качеств у молодежи. Шахматы вносят свой уникальный вклад в это развитие, создавая не только интеллектуальные, но и моральные ориентиры для игроков. Процесс игры, в котором участник должен предстоять перед нравственными и стратегическими решениями, безусловно, помогает молодым людям развивать чувство ответственности, особенно в контексте достижения национальных целей и идеалов. С учетом этих факторов, шахматы могут эффективно способствовать формированию патриотического сознания, создавая пространство для обмена идеями и традициями между поколениями.

Постепенно возникает необходимость в реформировании подходов к воспитанию молодежи, чтобы задействовать такие инструменты, как шахматы, в более широком контексте патриотического воспитания. Возврат к истокам национальной идентичности через интеллектуальное взаимодействие и возможность глубже постичь культурные богатства своей страны открывает новый ракурс для формулировки системы молодежного патриотического воспитания. Это требует системного подхода, нацеленного на создание программы, которая будет интегрировать шахматы как средство воспитания гражданской ответственности и чувства патриотизма у подрастающего поколения.

Для Цитирования:
Виталий Николаевич Тарасенко, Алина Сергеевна Бочковар, Никита Иванович Стенин, Шахматы и воспитание патриотизма у студентов аграрных вузов в России. Общенаучный журнал. 2024;3-4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: