По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Сетевой девелопмент: тираж или индивидуальность?

Ключевые слова:

Стратегия тиражирования торговых центров возникла у девелоперов не случайно: велико было желание малыми средствами добиться больших результатов. Не последнюю роль в этом играло желание повышения капитализации и веса компании на рынке. Однако ошибки, сделанные девелоперами на каждом отдельном объекте, ложатся тяжелым грузом на всю сеть.

Около 10 лет назад насчитывалось порядка 30 компаний, развивающих проекты сетевого девелопмента торгово-развлекательных центров. На тот момент стратегия тиражирования проектов казалась вполне оправданной. В первую очередь за счет большого количества регионов, где рынок качественной торговой недвижимости находился в зачаточном состоянии.

Кроме того, относительная доступность кредитных ресурсов позволяла девелоперу начать реализацию одновременно нескольких проектов, имея всего 10–30% от общего объема инвестиций. Инвестору было достаточно иметь земельный участок с определенным набором разрешительной документации (в частности, разрешение на строительство и т.д.), после чего оставалось привлечь заемный капитал и начать реализацию проекта.

Против девелоперов в первую очередь играло время. Желающих развивать строительство в регионах становилось все больше, кроме того, местные игроки также анонсировали качественные девелоперские проекты. Складывалась ситуация, когда, с одной стороны, был громадный непаханый рынок, который, с другой стороны, с каждым месяцем уменьшался в геометрической прогрессии за счет все новых анонсированных проектов.

Существует множество примеров, когда в одном и том же городе анонсировались проекты ТРЦ схожей площади и концепции, находящиеся в шаговой доступности друг от друга. Например, в далеком 2008 году разрабатывалась концепция ТРЦ в Омске, на улице Королева. Предполагалось, что это будет классический торгово-развлекательный центр площадью 70–80 тыс. кв. м. Потом стало известно, что на этой же улице ведется проектирование ТРЦ «Огни» общей площадью 67 тыс. кв. м. Сроки реализации данного проекта совпадали с планами строительства первого ТРЦ. Но в итоге кризис помешал реализации обоих проектов.

Но до кризиса решение игроков было вполне логичным: скупить качественные земельные участки в разных городах и начать строительство ТРЦ. Так поступали все сетевые девелоперы. В результате такой активности инвестор как минимум обеспечивал себе место на рынке, а как максимум — мог оказаться в числе первых на рынке торговой недвижимости города.

Для Цитирования:
Сетевой девелопмент: тираж или индивидуальность?. Современная торговля. 2018;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: