Около 10 лет назад насчитывалось порядка 30 компаний, развивающих проекты сетевого девелопмента торгово-развлекательных центров. На тот момент стратегия тиражирования проектов казалась вполне оправданной. В первую очередь за счет большого количества регионов, где рынок качественной торговой недвижимости находился в зачаточном состоянии.
Кроме того, относительная доступность кредитных ресурсов позволяла девелоперу начать реализацию одновременно нескольких проектов, имея всего 10–30% от общего объема инвестиций. Инвестору было достаточно иметь земельный участок с определенным набором разрешительной документации (в частности, разрешение на строительство и т.д.), после чего оставалось привлечь заемный капитал и начать реализацию проекта.
Против девелоперов в первую очередь играло время. Желающих развивать строительство в регионах становилось все больше, кроме того, местные игроки также анонсировали качественные девелоперские проекты. Складывалась ситуация, когда, с одной стороны, был громадный непаханый рынок, который, с другой стороны, с каждым месяцем уменьшался в геометрической прогрессии за счет все новых анонсированных проектов.
Существует множество примеров, когда в одном и том же городе анонсировались проекты ТРЦ схожей площади и концепции, находящиеся в шаговой доступности друг от друга. Например, в далеком 2008 году разрабатывалась концепция ТРЦ в Омске, на улице Королева. Предполагалось, что это будет классический торгово-развлекательный центр площадью 70–80 тыс. кв. м. Потом стало известно, что на этой же улице ведется проектирование ТРЦ «Огни» общей площадью 67 тыс. кв. м. Сроки реализации данного проекта совпадали с планами строительства первого ТРЦ. Но в итоге кризис помешал реализации обоих проектов.
Но до кризиса решение игроков было вполне логичным: скупить качественные земельные участки в разных городах и начать строительство ТРЦ. Так поступали все сетевые девелоперы. В результате такой активности инвестор как минимум обеспечивал себе место на рынке, а как максимум — мог оказаться в числе первых на рынке торговой недвижимости города.