По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Сетевая дипломатия и интересы России в АТР

Д. А. Сидоров старший научный сотрудник Центра евразийских исследований ИАМП Дипломатической академии МИД России, канд. полит. наук.

В статье раскрывается значение термина «сетевая дипломатия». Автор отмечает возрастающую роль неформализованных и полуофициальных связей в международных отношениях. В статье проводится анализ роли «сетевой дипломатии» в формировании архитектуры безопасности и сотрудничества в АТР.

Литература:

1. Бажанов Е. П. Россия между Западом и Востоком / Современный мир и геополитика. — М.: Канон+, 2015. — С. 19–47.

2. Богатуров А. Д. Среда против лидеров. «Пространственная структура» самоорганизации международных отношений в Восточной Азии. // Богатуров А. Д., Косолапов Н. А., Хрусталев М. А. Очерки теории и методологии политического анализа международных отношений. — М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2002.

3. Буньковский Д. В. Европейский опыт взаимодействия малого, среднего и крупного производственного предпринимательства // Baikal Research Journal. — 2011. — № 3.

4. Выступление заместителя министра иностранных дел И. В. Моргулова на открытии Семинара по формированию архитектуры безопасности в АТР. — Москва, 25.04.2014. http://www.mid.ru / bdomp / ns-rasia.nsf / 3a0108443c964002 432569e7004199c0 / 44257b100055e10444257cc50051833b! OpenDocument

5. Генералов И. Г., Суслов С. А. Производство зерна в России и мире // Вестник НГИЭИ. — 2014. — № 9 (40).

6. Есть пятерка! // Российская газета. — 16.03.2016 https:// rg.ru / 2016 / 03 / 16 / reg-dfo / svobodny-port-vladivostokrezidenty.html

7. Зонова Т. Сохранятся ли НПО в будущем? Российский Совет по международным делам. — 05.11.2013 http://russiancouncil.ru / inner / ?id_4=2628#top

8. Концепция внешней политики Российской Федерации. Утв. Президентом Российской Федерации 12 февраля 2013 г.: http://www.mid.ru / brp_4.nsf / 0 / 6D84DDEDEDBF7DA 644257B160051BF7F

9. Иванов О. П. Американская стратегическая культура // Научно-аналитический журнал Обозреватель — Observer. — 2007. — № 1. — С. 87–97.

10. Иванов О. П. Военно-политическая стратегия США в АТР. Современный мир и геополитика. — М.: Канон+, 2015. — С. 309–326.

11. Колосова И. В. Лабиринты «сетевой дипломатии» // Проблемы постсоветского пространства. — 2014. — № 2 (2). — С. 173–180.

12. Концепция внешней политики Российской Федерации. Утв. Президентом Российской Федерации 12 июля 2008 г.: http://www.kremlin.ru / acts / news / 785

13. Концепция внешней политики Российской Федерации. Утв. Президентом Российской Федерации 30 ноября 2016 г.: http://www.mid.ru / foreign_policy / news / — / asset_publish er / cKNonkJE02Bw / content / id / 2542248

14. Мартышенко Н. С. Оценка социального самочувствия молодежи в Приморском крае // Научный альманах. — 2016. — № 1–1 (15). — С. 189–192.

15. Мартышенко Н. С. Оценка перспектив решения проблемы качества жизни Приморского края в студенческой среде // Alma mater. Вестник высшей школы. — 2014. — № 12. — С. 39–44.

16. Медведев поручил правительству усилить присутствие России на рынках АТР // Независимая газета. — № 93. — 13 мая 2014. http://dlib.eastview.com / browse / doc / 40771989

17. Минвостокразвития: ТОР на Курилах могут создать в 2016 году // РИА Новости. 03.06.2016 http://ria.ru / society / 20160603 / 1442253481.html

18. Санакоева Д. К. Иностранные инвестиции в обеспечении развития региональной промышленности / Автореф. дис. … на соиск. ученой степени канд. экон. наук / СанктПетербургский университет экономики и финансов. — СПб., 2007.

19. Санакоева Д. К., Караева Т. А. Модель экономического развития России // В сб.: Экономика России в условиях глобализации: вызовы и возможности развития. Материалы Международной научной конференции в рамках VI Международного научного студенческого конгресса на тему «Гражданское общество России: становление и пути развития». — 2016. — С. 67–70.

20. Сигнал для инвестора // Российская газета. — 08.09.2015. https://rg.ru / 2015 / 09 / 08 / partner.html

21. Сидоров Д. А. ЕАЭС в системе международных отношений // Современная политика и международные отношения. Сб. статей / под ред. М. А. Кукарцевой, М. В. Грановской. — М.: Канон+, 2016. — С. 43–50.

22. Сидоров Д. А. Особенности экономического сотрудничества в ШОС // ШОС: возможности и перспективы. Материалы Международной конференции «ШОС: возможности и перспективы». — 2016. — С. 101–116.

23. Совещание о господдержке инвестпроектов территорий опережающего развития на Дальнем Востоке, 01.09.2014, г. Якутск. http://www.kremlin.ru / news / 46522

24. Соколов В. Н. Сетевая дипломатия, политика памяти и научно-техническое сотрудничество: новые тренды регионостроительства Восточной Азии // Известия Восточного института. — 2011. — № 2.

25. Bazhanov E., Bazhanova N. The evolution of Russian-Korean relations: external and internal factors // Asian Survey. — 1994. — Т. 34. — № 9. — С. 789–798.

26. www.kremlin.ru / events / president / news / 50864

27. https://ria.ru / economy / 20160905 / 1476071172.html

28. Speech by H. E. Mr. Koichiro Gemba, Minister for Foreign Aff airs of Japan, on the Occasion of the 18th International Conference on the Future of Asia: Building a «High-Quality Society» through Network Diplomacy, 24.05.2012. http://www.mofa.go.jp / announce / fm / gemba / speech_120 524.html

«Сетевая дипломатия» — это относительно новое явление в международных отношениях. На сегодняшний день существуют различные трактовки этого термина. Одни эксперты определяют «сетевую дипломатию» как попытку «переплести» ряд двусторонних и многосторонних соглашений при поддержке бизнес-сообщества, академических кругов и гражданского общества [26]. По мнению других, ведущая роль отводится негосударственным акторам. И «сетевая дипломатия» представляется как деятельность различных структур, которые обеспечивают возможности формирования влиятельных групп интересов вне пределов государственных границ, поскольку для эффективного взаимодействия на многосторонней основе по актуальным международным проблемам требуется подключение к переговорному процессу экспертов, ученых, представителей бизнеса и культуры [7]. Во многом кадры для этого поставляют международные неправительственные организации (НПО), которые выводят на международную арену специалистов, способных устанавливать контакты, развивать сотрудничество, вести неформальные переговоры, осуществлять посредничество в урегулировании конфликтов.

В системе взглядов на базовые принципы, приоритетные направления, цели и задачи внешней политики России термин «сетевая дипломатия» закрепился с 2008 г. В Концепции внешней политики Российской Федерации 2008 г. понятие «сетевая дипломатия» представляется как альтернатива блоковому подходу к решению международных проблем, опирающаяся на гибкие формы участия в многосторонних структурах в целях коллективного поиска решений общих задач [12].

В обновленной Концепции внешней политики 2016 г. одной из основных задач в целях обеспечения национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов России обозначено «развитие двусторонних и многосторонних отношений взаимовыгодного и равноправного партнерства с иностранными государствами, межгосударственными объединениями, международными организациями и в рамках форумов на основе уважения принципов независимости и суверенитета, прагматизма, транспарентности, многовекторности, предсказуемости, неконфронтационного отстаивания национальных приоритетов, расширение международного сотрудничества на недискриминационной основе, содействие становлению сетевых альянсов, активное участие в них России» [13]. В документе отмечается также, что существующие военнополитические союзы не способны обеспечить противодействие всему спектру современных вызовов и угроз. В условиях возросшей взаимозависимости всех народов и государств попытки обеспечения стабильности и безопасности на отдельно взятой территории не имеют перспектив. Особую актуальность приобретает соблюдение универсального принципа равной и неделимой безопасности применительно к Евро-Атлантическому, Евразийскому, Азиатско-Тихоокеанскому и другим регионам.

Азиатско-Тихоокеанский регион превращается во все более важный центр мирового развития. Вместе с тем АТР характеризуется наличием проблем, которые несут в себе вызовы как региональной, так и международной безопасности. К ним относятся многочисленные территориальные споры, угроза распространения ОМУ, наращивание отдельными странами обычных вооружений, соперничество между ведущими тихоокеанскими державами и т. д.

При этом в АТР переплетается большое количество механизмов многостороннего сотрудничества, таких как Восточноазиатские саммиты (ВАС), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Форум АСЕАН по региональной безопасности (АРФ), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), трехстороннее сотрудничество Россия–Индия–Китай (РИК), форум «Азия — Европа» (АСЕМ), Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), Диалог по сотрудничеству в Азии (ДСА). Необходимо учитывать и целый ряд двусторонних и многосторонних зон свободной торговли, международные общественные организации, сеть диалоговых партнерств АСЕАН, международные финансовые институты, подразделения ООН в лице ЭСКАТО.

Восточноазиатский саммит неоднократно обозначался как ведущая площадка для стратегического диалога лидеров государств по проблематике региональной безопасности и как ключевой инструмент налаживания партнерских отношений между действующими в АТР региональными структурами. Представляется, что основная задача «сетевой дипломатии» — скоординировать различные форматы взаимодействия, чтобы обеспечить обмен опытом и информацией между различными организациями и объединениями.

Учитывая наличие большого количества «болевых точек» в АТР, необходима выработка общих подходов к обеспечению региональной безопасности. Еще в 2013 г. был дан старт диалогу по согласованию Рамочных принципов укрепления сотрудничества в сфере безопасности в АТР на основе Устава ООН, Договора о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии 1976 г., Декларации 6-го Восточноазиатского саммита о принципах взаимовыгодных отношений и российско-китайской инициативы о безопасности в АТР 2010 г. Это был важный шаг на пути к созданию в будущем многостороннего юридически обязывающего документа [4]. Подобный документ мог бы юридически закрепить принципы поведения государств региона, что способствовало бы понижению градуса напряженности в АТР и открыло бы перспективу к дальнейшему сотрудничеству по укреплению мер доверия. Однако представляется, что на согласование подобного документа потребуется длительное время. В условиях конфронтации России с Западом, повышения градуса напряженности на Корейском полуострове и вокруг спорных островов в ЮжноКитайском море согласование подобного документа в обозримом будущем представляется маловероятным.

При помощи «сетевой дипломатии» поиск точек соприкосновения можно осуществлять через третью сторону и через взаимодействие негосударственных структур. Представляется целесообразным наращивать сотрудничество по сближению национальных подходов в вопросах обеспечения региональной безопасности в рамках сети партнерских связей между многосторонними организациями и форумами. Взаимный интерес могут представлять такие сферы, как энергетическая и продовольственная безопасность, реагирование на стихийные бедствия, борьба с пиратством, терроризмом и экстремизмом, борьба с преступностью, незаконной миграцией, контрабандой наркотиков и оружия, обеспечение безопасности финансовых систем, кибербезопасность и т. д.

Учитывая, что своеобразным ядром интеграции не только в Восточной Азии, но и во всем АзиатскоТихоокеанском регионе является АСЕАН, формирование архитектуры безопасности и сотрудничества в АТР во многом будет зависеть от позиции государств, входящих в Ассоциацию. Представляется перспективным развивать сотрудничество по линии ШОС–АСЕАН на основании подписанного в 2005 г. Меморандума о взаимопонимании между секретариатами двух организаций. Сегодня сотрудничество между ШОС и АСЕАН сводится к обмену информацией между Секретариатами и взаимным визитам чиновников. Необходимо переходить от обмена информацией к практической реализации положений меморандума. Существуют объективные причины для координации действий между ШОС и АСЕАН как в вопросах обеспечения безопасности, так и в экономике.

В части сотрудничества в экономической сфере для Российской Федерации взаимодействие со странами АТР имеет стратегическое значение. Введенные против России санкции осложнили экономическую ситуацию в стране и продемонстрировали ненадежность европейских партнеров. К тому же Россия имеет огромную и слабо освоенную территорию в Азии. Например, Приморский край довольно тяжело переживает экономический кризис. По оценкам экспертов, во Владивостоке самая высокая стоимость потребительской корзины в стране, что ведет к росту социальной напряженности в регионе [14]. А от социального самочувствия населения зависит и трудовая мотивация людей, и их миграционные настроения [15].

В мае 2014 г. премьер Дмитрий Медведев поставил перед правительством задачу кардинально улучшить условия для отечественных и иностранных инвесторов в Сибири и на Дальнем Востоке, поручил правительству усилить присутствие России на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона и сформировать портфель конкретных проектов между Россией и странами АТР [16]. В сентябре 2014 г. в ходе совещания о господдержке инвестпроектов и территорий опережающего развития на Дальнем Востоке Президент Владимир Путин подчеркнул, что развитие дальневосточных территорий — это один из национальных приоритетов России, и в развитии Дальнего Востока Россия будет опираться, прежде всего, на партнеров из Азиатско-Тихоокеанского региона. Министерством по развитию Дальнего Востока к сентябрю 2014 г. было отсмотрено более 380 инвестиционных проектов, проработанных и предполагающих наличие реального инвестора. При этом к реализации были отобраны только 18 проектов, т. к. критериями финального отбора стали такие параметры, как соотношение государственных и частных инвестиций, увеличение валового регионального продукта и соотношение будущих фискальных платежей к бюджетным инвестициям [23].

Рынок Азиатско-Тихоокеанского региона является перспективным для реализации продукции, произведенной в России и других странах ЕАЭС. Однако для развития экспорта в страны АТР существуют определенные инфраструктурные ограничения. Так, например, несмотря на наличие высокого спроса на зерно в странах Восточной Азии, отсутствие перевалочных мощностей на Дальнем Востоке резко ограничивает доступ отечественного зерна на рынки стран региона [5].

В последние годы в России начали реализовываться инициативы, направленные на улучшение инвестиционного климата на Дальнем Востоке и призванные обеспечить приток иностранных инвестиций в экономику региона. В первую очередь, необходимо отметить принятый в декабре 2014 г. Закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (ТОР). На сегодняшний день в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) создано уже 12 ТОР, две из них расположены в Сахалинской области. К концу 2016 г. планировалось создание в ДФО еще трех: ТОР «Курилы» (Сахалинская область), ТОР «АмуроХинганская» (Еврейская автономная область) и ТОР «Свободненская» (Амурская область) [17].

Необходимо отметить принятый в июле 2015 г. Закон «О свободном порте Владивосток», согласно которому в Приморском крае создается территория с особыми режимами таможенного, налогового, инвестиционного и смежного регулирования. Этот режим будет действовать на территории 15 муниципальных образований Приморского края не менее 70 лет. Закон направлен на развитие Приморского края и создание новых рабочих мест. Реализация проекта будет способствовать интеграции России в экономическое пространство государств Азиатско-Тихоокеанского региона. В марте 2016 г. были подписаны первые соглашения об осуществлении деятельности на территории свободного порта Владивосток, поступило 54 заявки от потенциальных резидентов свободного порта Владивосток на сумму более 124 млрд руб [6].

В сентябре 2015 г. во Владивостоке состоялся первый Восточный экономический форум (ВЭФ), в работе которого приняли участие более 3 тыс. официальных лиц, представителей бизнеса и экспертного сообщества из 26 стран Юго-Восточной Азии, Европы и Америки. Итогом ВЭФ стало подписание около 80 крупных контрактов на сумму порядка 1,3 трлн руб [20]. В период 2–3 сентября 2016 г. на острове Русский проходил Второй Восточный экономический форум, по результатам которого было подписано уже более двухсот соглашений на общую сумму инвестиций 1,85 трлн руб. [27].

Представляется, что важную роль в развитии ДВО может играть малое и среднее предпринимательство. В этом отношении целесообразно использовать европейский опыт, где для успешного взаимодействия малого и крупного бизнеса осуществляется создание региональных центров поддержки малого бизнеса [3]. Это помогает консолидировать усилия центральных и региональных властей, малых, средних и крупных предприятий.

Для успешной реализации инициатив по развитию Дальнего Востока и интеграции России в экономическое пространство Азиатско-Тихоокеанского региона внешнеполитический курс России «поворот на Восток» не должен означать разворота от Европы и Запада. Представляется целесообразным искать возможности для снижения уровня напряженности в отношениях с западными партнерами. В этом плане стоит выделить три основных момента: во-первых, отсутствие западных инвесторов существенно снизит окно возможностей по развитию ДФО; во-вторых, полностью компенсировать западные инвестиции за счет партнеров в Азии представляется невозможным, а диверсификация инвестиционных потоков в ДФО вполне отвечает национальным интересам России; в-третьих, при дальнейшей эскалации напряженности в отношениях России с Западом некоторые партнеры Москвы в АТР могут подвергаться политическому давлению со стороны США, что не будет способствовать укреплению экономических связей между Россией и этими странами.

Во время обращения к Федеральному Собранию с ежегодным Посланием 3 декабря 2015 г. Президент России предложил вместе с коллегами по Евразийскому экономическому союзу начать консультации с членами ШОС и АСЕАН, а также государствами, которые присоединяются к ШОС, о формировании возможного экономического партнерства [26]. По мнению Президента, приоритетами в этой работе могли бы стать вопросы защиты капиталовложений, оптимизация процедур движения товаров через границы, совместная выработка технических стандартов для продукции следующего технического поколения, взаимное открытие доступа на рынки услуг и капиталов. Основой для этой работы должны стать принципы равноправия и учета взаимных интересов.

Сложности в реализации этой инициативы на практике могут возникнуть как в связи с обострением противоречий вокруг спорных территорий в Южно-Китайском море, так и в связи со стремлением отдельных стран региона формировать правила торговли и инвестиций путем создания закрытых объединений.

Сегодня, когда после смены администрации в США в отношении перспектив проекта ТрансТихоокеанского торгового партнерства возникла неопределенность, для России важно подкрепить выдвинутую Президентом РФ Путиным инициативу реальными шагами.

В формировании собственной позитивной повестки для АТР, по всей видимости, стоит опираться именно на «сетевую дипломатию». При этом нужно учитывать, что «сетевая дипломатия» в отечественной политической мысли воспринимается больше как «формирование гибких альянсов» и «коалиций по интересам», в то время как в западных странах акцент делается на использование конкретных сетевых структур и технологий для продвижения внешнеполитических интересов государства [11]. Важно учитывать как отечественные, так и западные подходы, чтобы консолидировать сторонников принципа открытости в развитии региональных связей, используя такие форматы многостороннего сотрудничества, как G20, АТЭС, ВАС, ШОС, АРФ, а также диалоговое партнерство Россия– АСЕАН.

Для укрепления своих позиций в АТР России важно способствовать вовлечению отечественного бизнеса в многосторонние структуры региона и выработать меры поддержки отечественных неправительственных организаций, которые осуществляют работу по укреплению гуманитарных, деловых и культурных связей в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Различные неправительственные механизмы взаимодействия и экономические форумы являются удобными площадками для сценирования проектов в различных областях, а сетевые структуры становятся платформами не только для поиска взаимопонимания, но и согласования интересов.

Язык статьи:
Действия с выбранными: