По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Сестринский уход при столбняке

С.А. Агкацева преподаватель клинических дисциплин высшей квалификационной категории, ГБОУ СПО «МК № 5 ДЗМ»

Методические материалы составлены в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровня подготовки выпускника для специальности 060501 «Сестринское дело» и предназначены для самостоятельной внеаудиторной работы студентов с новым материалом, повторения и закрепления знаний, полученных на ПМ 01 МДК 02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья)», для специальности 060501 «Сестринское дело»

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ к мастер-классу на тему: сестринская помощь при инфекционных заболеваниях и во фтизиатрии

РАЗДЕЛ 1. Участие в лечебно-диагностическом процессе при оказании сестринской помощи людям разного возраста в стационарных и амбулаторно-поликлинических условиях.

МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья).

Специальность 34.02.01 «Сестринское дело». Семестр – VII.

Рецензенты:

внешний рецензент – Хохлова М.А., к. м. н., врач гнойной хирургии ГБУЗ «ГКБ №64 ДЗМ»;

внутренний рецензент – Егоренкова И. И., преподаватель клинических дисциплин высшей квалификационной категории, директор ГБОУ СПО «МК № 5 ДЗМ»

1. ВВЕДЕНИЕ

На мастер-классе будет использован метод концентрированного обучения. Студент должен за короткое время качественно освоить новые технологии и новое содержание профессиональной деятельности (необходимо подготовить их к работе в условиях концентрации времени и усилий).

Цель концентрированного обучения состоит в повышении качества обучения и воспитания студентов (достижении системности знаний, их мобильности и т. д.) путем создания оптимальной организации структуры занятия.

Сущностными признаками являются: длительная, но в то же время посильная продолжительность изучения раздела, посвященного теме 13.13.6: «Сестринский уход при столбняке»; сотрудничество участников процесса обучения.

Практическое занятие представляет собой сбалансированное сочетание различных форм организации обучения, объединенных одной целью – формирование системы знаний и умений студентов по целостной теме занятия. Одно и то же содержание в течение занятия прорабатывается в разных формах учебной деятельности (групповой, парной, индивидуальной и др.) при большом объеме самостоятельной работы студентов.

Это придаст занятию целостность, деятельность студентов приобретет активный характер благодаря включению их в различные формы и виды работы, обеспечивающие непрерывность процесса познания, органическое единство процессов усвоения знаний и формирования умений.

При этом речь идет не только об учебных навыках, но и в значительной мере об обучении технологии сотрудничества, формировании коммуникативной компетенции.

На следующем этапе (домашнее задание) я ставлю студентам задачу самостоятельно проработать материал учебника так, чтобы ответить на контрольные вопросы.

Самостоятельная работа может быть индивидуальной, в парах и т. д. Я в это время – консультант.

На этом этапе в результате углубления студентов в изучение профессионального модуля (конкретной темы) осуществляется более глубокое усвоение лекционного материала, его дальнейшее осмысление, формируются самообразовательные умения:

— работы с книгой, выделения главного в прочитанном;

— составления плана, установления причинно-следственных связей и т. п.

При концентрированном обучении на практическом занятии создается спокойная, деловая атмосфера взаимодействия и сотрудничества педагога и студентов, последних – между собой. Здесь нет места цейтноту, характерному для этапа закрепления знаний на традиционном уроке.

Я руководствуюсь принципами преемственности, межпредметных связей, чередования словесно-знаковых и образно-эмоциональных дидактических форм.

Даже на абсолютно практической части занятия я использую словесные методы, которые подразделяют на объяснение, беседу.

Рассказ-заключение обычно провожу в конце занятия. Резюмирую главные мысли, делаю выводы и обобщения, даю задания для дальнейшей самостоятельной работы по следующей теме.

При необходимости даю объяснение – словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.

Безусловно, использую наглядные методы – методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы использую во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения. Использую метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстраций. Показываю иллюстративные пособия: таблицы, визуальные алгоритмы действий медицинской сестры (на бумажном носителе), зарисовки и пр.

Метод демонстраций. Обычно демонстрирую фантомы, действия, видеофильмы, презентации манипуляций и др. Внедрение новых технических средств в учебный процесс (телевидения, видеомагнитофонов, компьютеров) расширяет возможности наглядных методов обучения.

Практические методы – основаны на практической деятельности студентов. Этими методами формирую практические умения и навыки. К практическим методам относят практические действия студентов.

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Выбор темы 13.13.6: «Сестринский уход при столбняке» обусловлен:

— актуальностью для практического здравоохранения;

— трудностью изучения темы студентами из-за отсутствия возможности контакта с этой группой пациентов.

Предмет изучения: сестринский уход при столбняке.

Объект исследования: сестринский уход.

Цель исследования: изучение практических умений студентов в течение 45 минут с применением методов, ориентирующих группу студентов на исполнительскую деятельность, с умением творческого применения знаний.

Цели практического занятия:

— сформировать умения и применять новые знания на практике (в результате самостоятельного, совместного с педагогом и другими студентами выполнения заданий осуществляется закрепление знаний в памяти и большая часть информации непосредственно после ее восприятия и осмысления, в соответствии с закономерностями запоминания, используется сразу же);

— систематизировать учебно-методическое обеспечение для формирования и контроля общих и профессиональных компетенций в консультировании пациента и его окружения по вопросам ухода.

Для достижения поставленных целей исследования на предыдущем занятии были изучены:

— этиология и предрасполагающие факторы столбняка;

— классификация и степени тяжести столбняка;

— клиническая картина и особенности диагностики;

— принципы лечения и профилактики столбняка;

— особенности сестринского ухода при столбняке.

Для достижения данной цели исследования необходимо проанализировать:

— действия студентов, иллюстрирующие тактику медицинской сестры при осуществлении сестринского процесса у пациентов со столбняком (манипуляции, выполняемые медицинской сестрой);

— основные результаты первичной оценки состояния пациента и лечения пациентов со столбняком, необходимые для заполнения листа сестринских вмешательств.

Методы исследования:

— научно-теоретический анализ медицинской литературы по данной теме (см. раздел «Библиография», в т. ч. интернет-ресурс);

— эмпирический – дополнительные методы исследования;

— организационный – сравнительный, комплексный метод;

— субъективный метод клинического обследования пациента – сбор анамнеза.

Применяемые технологии:

— информационные технологии;

— технологии здоровьесбережения.

Основные методы: словесный, наглядный, исследовательский.

При создании разработки осуществлены:

• Междисциплинарные связи с ПМ 04 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными».

• МДК 04. 03 «Технология оказания медицинских услуг» и ПМ.02: «Участие в лечебно-диагностическом процессе при оказании сестринской помощи людям разного возраста в стационарных и амбулаторно-поликлинических условиях», тема 4 «Профилактика инфекционных заболеваний».

• 4.9.20 Техника внутримышечной инъекции.

• 4.9.19 Техника внутрикожной и подкожной инъекции.

• ПМ 01 «Проведение профилактических мероприятий».

• Тема 4. «Роль медсестры в проведении иммунопрофилактики».

Практическая значимость. Представленный для изучения материал поможет студентам эффективно освоить профессиональные (ПК) и общие (ОК) компетенции на заявленную тему. Подробное раскрытие материала по теме позволит повысить качество сестринской помощи пациентам в будущей практической деятельности, работать в команде, приобрести навыки эффективного общения (ОК 6.), вести грамотно необходимую документацию (ПК 2.6.).

2.2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

•Профессиональный модуль ПМ 2 • Тема: 13.13.6: «Сестринский уход при столбняке».

• Вид занятия: практическое (мастер-класс).

• Количество часов: начало в 10.20 завершение в 11.50 (45 минут).

• Место проведения: учебный кабинет № 207 ГБОУ СПО «МК № 5 ДЗМ».

Цели занятия

1. Продемонстрировать:

• Метод вакцинации против столбняка по Безредко.

2. Повторить и закрепить подготовку пациента к диагностическим исследованиям, предусмотренным темой занятия и изученным на профессиональных модулях ПМ.04: «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» и ПМ.02: «Участие в лечебно-диагностическом процессе при оказании сестринской помощи людям разного возраста в стационарных и амбулаторно-поликлинических условиях».

3. Освоить: технологию выполнения практических умений.

4. Систематизировать знания и практические умения по изучаемой теме.

5. В результате практического занятия:

А. Студенты должны будут уметь подготовить пациента:

— ко всем видам вакцинации против столбняка;

— к взятию крови для всех видов исследования.

Б. Студенты должны будут уметь:

— выполнить внутрикожную, подкожную, внутримышечную инъекцию;

— заполнить необходимую документацию.

6. Методическое оснащение занятия для студентов

6.1 Для самостоятельной работы при подготовке к занятию:

• методическое пособие и визуальные алгоритмы манипуляций;

• документация для заполнения (температурные листы, экстренное извещение, журнал учета инфекционных больных, направления и др.).

• Ситуационная задача в динамике.

Контрольно-оценочный материал:

— ситуационная задача.

7. Методическое оснащение занятия для преподавателя

7.1 Для работы со студентами:

• компьютер, экран, мультимедийный проектор;

• ноутбук, проектор, экран, презентация к уроку;

• визуальные алгоритмы манипуляций.

7.2 Наглядные пособия:

• презентация «Сестринский уход при столбняке»;

• презентация взятия крови на гемокультуру;

• визуальные алгоритмы действий (у каждого студента).

7.3 Аппаратура – инструментарий:

• шприцы с иглами;

• оснащение для выполнения инъекций и забора крови из вены;

• флаконы с питательными средами.

7.4 Документация:

• листы врачебных назначений;

• бланки и температурные листы.

7.5 Дидактический (обучающий) материал:

— температурные листы;

— бланки для исследования крови.

7.6 Контрольно-оценочный материал:

• ситуационная задача в динамике.

7.7 Основная литература, рекомендуемая для подготовки к занятию на тему: «Сестринский уход при столбняке».

• Учебник А. К. Белоусова и В. Н. Дунайцева, из-во «Медицина», 2008 г., стр. 295–303.

• Учебник А. М. Запруднов, К. И. Григорьев. Педиатрия с детскими инфекциями. Изд. группа «ГЭОТАР-Медиа», 2010.

Дополнительная:

• Савельева В. С., Кириенко А. И. Хирургические болезни – М.: Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

• Петров С.В. Общая хирургия – М.: Изд. ГЭОТАР-Медиа, 2010.

• Ковалев А.И. Общая хирургия. Курс лекций – М.:, МИА, 2009.

• Учебник С. А. Мухиной и И. И.Тарновской «Теоретические основы сестринского дела», 2-е изд. исправленное и дополненное, М.: изд. группа «ГЭОТАР-Медиа», 2010.

• Дж. М. Катерино, С. Кахан. Медицина неотложных состояний – М.: МедПресс-информ, 2008 (перевод с английского).

• Алгоритмы манипуляций (внутрикожной, подкожной, внутримышечной, кровь на гемокультуру).

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Алгоритмы манипуляций и ситуация, предлагаемая для выполнения студентами манипуляций

В здравпункт обратилась с открытой травмой кисти правой руки пациентка И., 32 лет. По назначению врача необходимо выполнить: первичную хирургическую обработку раны и терапию по Безредко.

СЕСТРИНСКИЙ УХОД

— В отдельной затемненной палате исключается воздействие внешних раздражителей (шум, свет и т. д.).

— Устанавливают круглосуточное медицинское наблюдение (пост).

— Больной не должен покидать постель.

— Обеспечивают питание жидкими продуктами (молоко, бульон и др.).

— Больные охотно и с удовольствием пьют воду.

— Проводят контроль диуреза и дефекации – важнейшие компоненты лечения столбняка.

— Обеспечивают:

• полноценное зондовое питание и инфузионную терапию;

• профилактику пролежней и пневмонии;

• питание через зонд или парентерально (при парезе кишечника);

• проведение очистительной клизмы (при задержке стула);

• проведение катетеризации (при задержке мочи).

Помните! Обработка раны должна быть на первом месте! Прививка может быть сделана в течение всего дня, в первую очередь должна проводиться первичная обработка раны.

Медсестра обязана знать

— Для хранения и транспортировки вакцин необходимо соблюдение «холодовой цепи».

— Парентерально (внутримышечно, подкожно, накожно скарификацией, внутрикожно).

— Интраназально.

— Перорально (в жидком (полеомелитная) или таблетированном (холера) виде натощак.

— Разные вакцины (инактивированные, анатоксины, живые) – как в пределах Календаря, так и при нарушении его сроков – можно вводить или одновременно, или с интервалом не меньше 1 мес.

— Прививки по эпидпоказаниям на неблагополучных территориях следует проводить за 1,5-2 мес. до предполагаемого подъема заболеваемости (желательно не меньше 80% местного населения).

Уважаемый студент!

В сестринский уход входит и выполнение врачебных назначений, т. е. выполнение тех манипуляций, которые обозначены в разделе сегодняшнего занятия «уметь продемонстрировать». Вы, конечно, помните, что все манипуляции медсестра должна выполнять в чистых перчатках, но в некоторых случаях она обязана работать в стерильных перчатках. Если нет помощника, стерильные перчатки надо надеть самостоятельно.

Вспомните этапы открытого надевания перчаток!

Будьте внимательны к деталям! На практическом занятии вы продемонстрируете ваши умения.

Уважаемый студент!

На практическом занятии вы будете должны продемонстрировать выполнение введения противостолбнячной сыворотки по методу Безредко – это значит вы должны продемонстрировать как минимум три инъекции (внутрикожную, подкожную, внутримышечную), а также провести забор крови из вены для исследования на гемокультуру (стерильность) и провести первичную хирургическую обработку раны.

Уважаемый студент!

Вы обязаны знать, что соблюдение определенных правил при выполнении инъекций будет гарантировать вам не только безопасность, но и уважение пациентов и медперсонала, с которым вы будете работать.

Хорошо запомните!

1. Перед выполнением инъекций и процедур, при которых вводят лекарственные средства, необходимо узнать у пациента:

— фамилию, имя и отчество;

— аллергоанамнез;

— информированное согласие пациента на выполнение манипуляции.

Перед выполнением внутримышечной инъекции важно уточнить:

— время (дату, месяц, год) последней инъекции, если она была;

— предварительно пальпировать места предыдущих инъекций, чтобы убедиться в отсутствии постинъекционных инфильтратов.

2. Уточнить у пациента проводилась ли ему когда-нибудь назначенная манипуляция (процедура), как он к ней относится, какой ждет результат, знаком ли он с техникой ее проведения.

3. При необходимости обучить пациента/родственников манипуляции и т. д. (м. б. в амбулаторных условиях при лечении и наблюдении пациента на дому).

Обучение может заключаться:

— в краткой информации о предстоящей манипуляции (процедуре и т.д.);

— в объяснении, как к ней готовиться (быть натощак, соблюдать специальную диету, проводить клизму, принимать или, наоборот, отменять прием лекарственных средств и т.д.).

— в информации об объеме участия пациента в ней (ходить, лежать, сидеть, дышать через нос и т.д.), а также:

• куда, в какой день, какое время и в какой кабинет он должен прийти;

• что ему необходимо взять с собой (вазелин, глюкозу, полотенце, еду и т.д.).

В дополнение к устной информации можно использовать письменную, в виде «памятки для пациента», убедившись, что пациент может читать, понимает предложенный язык.

Не забывайте! В общении с пациентом обязательна обратная связь. Убедитесь в том, что пациент понял изложенную информацию именно так, как она была подана.

Что это значит?

Необходимо уточнить, насколько хорошо пациент понял объяснения. Даже при получении утвердительного ответа лучше попросить пациента повторить информацию и при необходимости внести коррекцию.

4. Подготовьте пациента к назначенной манипуляции (процедуре и т.д.):

— психологически (успокоить, ободрить, мотивировать и т.д.);

— физически (провести клизму, поставить газоотводную трубку, инъекцию и т.д.);

5. При угрозе разбрызгивания биологических жидкостей, введении вакцин, сывороток, химиопрепаратов медсестра, помимо специальной одежды, обязана работать в перчатках, маске, при необходимости в профессиональных очках или защитных экранах.

6. При использовании вакцин, сывороток, химиопрепаратов и т. д. медсестра обязана работать в маске и перчатках, даже при наборе их из ампулы, а в некоторых случаях (химиопрепараты) – при включенной приточно-вытяжной вентиляции.

7. Игла, используемая для набора вакцин, сывороток, химиопрепаратов, лекарственных средств, раздражающих окружающие ткани, обязательно должна меняться на иглу для инъекций.

NB! Необходимо вытеснять пузырьки воздуха из цилиндра шприца (в ампулу, колпачок от иглы, на салфетку, в том случае, когда игла должна быть абсолютно сухой) после смены иглы для набора лекарственного средства на иглу для инъекций.

8. После набора в шприц вакцин, сыворотки, химиопрепаратов ампулу с их остатками, иглу для набора, салфетку медсестра обязана поместить в дезинфицирующий раствор: 5% хлорамин – БЦЖ, 3% хлорамин – коревая вакцина или другие дезинфицирующие средства, разрешенные ЦГСЭН.

9. После выполнения манипуляции (процедуры) шприц с иглой необходимо также замочить в дезинфицирующем растворе (по известной схеме) при полном заполнении канала дезинфицирующим раствором без пузырьков воздуха, или поместить иглу в деструктор, а цилиндр – в контейнер для утилизации, или и иглу, и цилиндр – в контейнер для утилизации.

10. При замачивании в дезинфицирующем растворе использованных шприцев, игл и т.д. медсестра обязана строго соблюдать рекомендуемую концентрацию и время экспозиции.

11. Использованную иглу необходимо снимать пинцетом.

12. Если при выполнении манипуляций не использовалась пеленка «пластипат», защищающая рабочее место от попадания на него биологических жидкостей пациента, то после выполнения каждой манипуляции медсестра обязана обрабатывать двукратно рабочее место ветошью, смоченной в дезинфицирующем растворе.

Внимание! Для профилактики ВБИ, сохранения здоровья медперсонала при выполнении манипуляций и процедур обязательно использование:

— мытья рук с двукратным намыливанием;

— специальной одежды (колпак, халат хирургический);

— средств индивидуальной защиты (маска или защитный экран, перчатки, очки, фартук, нарукавники, бахилы);

— стерильной салфетки под иглу (выведение иглы на салфетку после выполнения манипуляции), т. к. попадание даже незначительной капли «скрытой» крови на слизистую оболочку, раневую поверхность достаточно, чтобы заразиться ВИЧ-инфекцией, гепатитом и т. д.;

— техники безопасности при работе с колюще-режущими предметами;

— замачивания использованного материала, шприцев, игл в дезинфицирующем растворе, при полном погружении + см. правило № 9.

Эти мероприятия являются обязательной мерой профилактики парентеральных гепатитов, ВИЧ-инфицирования. Не менее важно по завершении манипуляции правильно:

— снять использованные перчатки;

— вымыть руки с двукратным намыливанием.

Помните! Для обработки поверхностей дез. средствами, их оставляют на поверхности на указанные для каждого средства временные сроки (экспозиция), с одновременным включением бактерицидных ламп.

Запомните золотые правила лекарственной терапии:

1. Вводить именно то, именно в той дозе.

2. В то время, тем путем и именно тому пациенту.

3. Именно так, как методически правильно и с учетом индивидуального подхода к пациенту.

Обратите внимание, до настоящего времени встречаются медсестринские ошибки, причины которых могут быть в недостатке знаний, неправильности действий, например:

— плохие условия работы (освещенность, недостаточное или невкусное питание);

— небрежность, неумелость, спешка, усталость;

— во время подготовки медсестру оторвали от выполнения действий (врач начинает говорить о пациенте или возникла экстренная ситуация и т. д).

Ошибку может допустить любой человек, отличие заключается в том, что одни их исправляют, другие – скрывают, а это может привести к смерти пациента. Помните об этом!

Если допущена ошибка, медсестра обязана:

— как можно быстрее сообщить врачу или старшей медсестре отделения;

— признаться (это трудно, но она должна это сделать);

— ошибку фиксировать в «Карте наблюдения за пациентом» или в «Медицинской карте больного»;

— провести анализ ситуации, причин ошибки (чтобы избежать повторных ошибок).

ИНСТРУКЦИЯ по внутрикожному введению противостолбнячной сыворотки (пациент в сознании)

Форма информированного согласия пациента при выполнении инъекции

Пациент получает информацию о предстоящем лечении. Врач получает согласие на лечение и информирует медицинский персонал. Медсестра уточняет информированное согласие на выполнение сестринского вмешательства.

Метод Безредко. Перед введением противостолбнячной сыворотки ставят внутрикожную пробу с сывороткой лошадиной очищенной разведенной 1:100 – для выявления чувствительности к чужеродному белку (ампула маркирована красным цветом). Для постановки проб используют шприцы с ценой деления 0,1 мл и тонкими иглами. Разведенную сыворотку вводят внутрикожно в ладонную (внутреннюю) поверхность и среднюю треть предплечья в объеме 0,1 мл. Учет реакции проводят через 20 мин.

Условия и сроки хранения. Сыворотку хранят и транспортируют в соответствии с СП 3.3.2.1248-03 при температуре от 2 до 8 °С. Срок годности – 3 года.

Цель: лечебная.

1-Й ЭТАП – ПОДГОТОВКА К МАНИПУЛЯЦИИ ПАЦИЕНТА (мамы)

— Пригласить пациента (маму с ребенком) в кабинет.

— Предложить пациенту (маме с ребенком) занять положение сидя.

— Представиться.

— Сверить паспортные данные пациента в журнале назначений с направлением врача.

— Напомнить пациенту (маме): цель (ожидаемый результат) и необходимость предстоящей манипуляции, действия пациента (мамы) после ее проведения.

1. Уточнить: была ли понята информация пациентом (мамой) и информированное согласие.

2. На рабочий стол положить подлокотный валик, на него – пеленку (инфекционная безопасность).

2-Й ЭТАП – ПОДГОТОВКА ОСНАЩЕНИЯ

Медсестра обязана:

— вымыть и осушить руки;

— приготовить:

• журнал врачебных назначений;

• ознакомиться с фамилиями пациентов;

— подготовить:

• манипуляционный столик;

• шприцы и иглы однократного использования (№0845);

• ампулы с противостолбнячной сывороткой;

• упаковки со стерильными шариками и салфетками;

• емкость с 70% спиртом;

• чистые перчатки, подлокотный валик, пеленку;

• наборы противошоковый и АНТИ-Спид;

• дополнительный хирургический халат, маску-экран, стерильные перчатки ;

• желтый мешок для отходов класса «Б», контейнеры с дезинфицирующим раствором;

• кушетку или стул для пациента, валик (положить на стол), накрыть салфеткой.

Это важно! Перед использованием ампулы с препаратом и упаковки со стерильным материалом проверяет их на срок годности и отсутствие признаков непригодности.

3-Й ЭТАП – ПОДГОТОВКА МЕДСЕСТРЫ К МАНИПУЛЯЦИИ

— Вымыть руки с двукратным намыливанием, осушить.

— Надеть дополнительный халат, маску-экран, чистые перчатки.

— Проверить ампулу на отсутствие признаков непригодности.

— Из своих рук дать прочитать вслух название лекарственного средства, написанное на ампуле.

4-Й ЭТАП – ЗАБОР СЫВОРОТКИ ИЗ АМПУЛЫ

— Вывести на манипуляционный столик стерильный лоток из упаковки.

— Стерильным пинцетом поместить в лоток стерильные шарики (из упаковки), смочить спиртом.

— Вскрыть упаковку шприца и поместить его в стерильный лоток.

— Легким встряхиванием ампулы переместить все лекарство в ее широкую часть.

— Салфеткой, смоченной 70% спиртом, тщательно обработать ампулу.

— Подпилить шейку пилочкой для вскрытия ампул, затем обработать шейку ампулы.

— Отломить верхушку ампулы, замочить ее и салфетку в контейнере с дез. р-ром.

— Поставить ампулу в чистый лоток. Взять шприц из лотка.

— Стерильным пинцетом снять с иглы колпачок и опустить его в стерильный лоток.

— Взять ампулу между указательным и средним пальцами, перевернуть дном вверх.

— Ввести в нее иглу ближе к стенке ампулы, набрать назначенную дозу сыворотки.

— Стерильным пинцетом сменить иглу.

— Не касаясь стерильного шарика (салфетки) иглой, вытеснить пузырьки воздуха на салфетку.

— Убедиться, что в шприце воздуха нет. Надеть на иглу колпачок.

— Поместить шприц с иглой в стерильный лоток.

— Шарик (салфетку) опустить в контейнер с дезинфицирующим раствором.

Внимание! Контролировать, чтобы при наборе лекарства игла все время находилась в растворе: в этом случае исключается попадание воздуха в шприц.

5-Й ЭТАП – ВЫПОЛНЕНИЕ ИНЪЕКЦИИ (ВВЕДЕНИЕ СЫВОРОТКИ)

Предложить пациенту (маме ребенка):

— освободить внутреннюю поверхность средней трети предплечья;

— осмотреть ее на отсутствие расчесов, высыпаний и др. воспалительных явлений;

— положить руку на валик, накрытый пеленкой;

— обработать перчатки стерильным шариком, смоченным спиртом;

— кожу средней трети предплечья обработать дважды шариками, смоченными 70% спиртом;

— затем обработанную кожу просушить сухим стерильным шариком;

— под углом 50o строго внутрикожно срезом вверх ввести иглу в верхний слой фиксированной кожи (критерий правильно введенной иглы – срез иглы просвечивает через кожу);

— медленно ввести назначенную дозу;

— не прикладывать шарик к месту проведения пробы, вывести иглу;

— снять иглу иглоотсекателем, шприц опустить в контейнер (желтый пакет класса «Б»);

— уточнить самочувствие пациента, дать пациенту рекомендации: место инъекции не смачивать, не расчесывать.

Внимание! Проводить наблюдение за пациентом в течение 20–30 минут.

Критерий правильно выполненной пробы – образование в месте пробы папулы в виде «лимонной корочки» размером не менеe 7–9 мм в диаметре беловатого цвета, без крови!

6-Й ЭТАП – ЗАВЕРШЕНИЕ МАНИПУЛЯЦИИ

— Снять перчатки, маску, погрузить в контейнер для дезинфекции (или в желтый мешок для отходов класса «Б»).

— Вымыть и просушить руки.

— Вписать в карту дату, время выполнения и реакцию пациента.

Запомните! Для проведения внутрикожного введения использование инсулиновых шприцев запрещено (невозможность расчета правильной дозы).

ИНСТРУКЦИЯ по подкожному введению противостолбнячной сыворотки по методу Безредко (продолжение терапии)

Через 20 мин после внутрикожного введения 0,1 мл разведенной противостолбнячной (1:100) сыворотки оценивают размеры папулы: если она менее 1 см в диаметре, то пробу считают отрицательной, если более – положительной. Вскрытую ампулу закрывают стерильной салфеткой. При отрицательной пробе вводят десенсибилизирующую дозу – подкожно 0,5 мл, лечебную дозу (100,000 -200,000 ME) вводят через 0,5–1 час.

Запомните! Введение препарата регистрируют в установленной учетной форме с указанием даты, дозы, предприятия – изготовителя препарата, номера серии, реакции на введение препарата.

1-Й ЭТАП – ПОДГОТОВКА ОСНАЩЕНИЯ

Медсестра обязана:

— вымыть и осушить руки;

— приготовить:

• Одно- или двухграммовые шприцы однократного использования;

• Упаковку со стерильными иглами длиной 0,8-1,27 мм для подкожного введения;

• Ампулы с противостолбнячной сывороткой;

• Упаковки со стерильными шариками и салфетками;

• Емкость с 70 % спиртом;

• Чистые перчатки, маску с защитным экраном (очки);

• Лоток чистый для использованного материала;

• Лоток стерильный;

• Пинцет стерильный ;

• Кожный антисептик для обработки рук и инъекционного поля;

• Контейнеры с дезинфицирующими средствами;

• Контейнер для использованных игл (не прокалываемый);

• Упаковку со стерильными салфетками и шариками;

• Жидкое мыло.

Это важно!

Перед использованием ампулы с препаратом и упаковки со стерильным материалом проверяют их срок годности и отсутствие признаков непригодности.

2-Й ЭТАП – ПОДГОТОВКА К ВЫПОЛНЕНИЮ ИНЪЕКЦИИ

1. Так как медсестра уже знает пациента, представилась ему, объяснила ход, цель процедуры, убедилась в наличии его информированного согласия на предстоящую манипуляцию (подкожное введение ПСС) и отсутствии аллергии на нее, она должна:

2. Предложить/помочь пациенту занять удобное положение: сидя или лежа (зависит от состояния).

3. Вымыть руки гигиеническим способом, просушить.

4. Надеть чистые перчатки.

5. Убедиться визуально, что лекарственный препарат пригоден: нет осадка, не изменил цвет.

6. Предложить пациенту прочитать вслух название лекарственного средства.

3-Й ЭТАП – НАБОР ЛЕКАРСТВЕННОГО ПРЕПАРАТА ИЗ АМПУЛЫ

— Вывести на манипуляционный столик стерильный лоток из упаковки.

— Стерильным пинцетом поместить в лоток стерильные шарики (из упаковки), смочить спиртом.

— Вскрыть упаковку шприца и поместить его в стерильный лоток.

— Легким встряхиванием ампулы переместить все лекарство в ее широкую часть.

— Салфеткой, смоченной 70% спиртом, тщательно обработать ампулу.

— Подпилить шейку пилочкой для вскрытия ампул, затем обработать шейку ампулы.

— Отломить верхушку ампулы, замочить ее и салфетку в контейнере с дез. р-ром.

— Поставить ампулу в чистый лоток. Взять шприц из лотка.

— Стерильным пинцетом снять с иглы колпачок и опустить его в стерильный лоток.

— Взять ампулу между указательным и средним пальцами, перевернуть дном вверх.

— Ввести в нее иглу ближе к стенке ампулы и набрать назначенную дозу сыворотки.

— Стерильным пинцетом сменить иглу.

— Не касаясь стерильного шарика (салфетки) иглой, вытеснить пузырьки воздуха.

— Убедиться, что в шприце воздуха нет. Поместить шприц с иглой в стерильный лоток.

— Шарик (салфетку) опустить в контейнер с дезинфицирующим раствором.

— Стерильным пинцетом надеть на иглу колпачок и оставить шприц в лотке.

Внимание! Контролировать, чтобы при наборе лекарства игла все время находилась в растворе: в этом случае исключается попадание воздуха в шприц.

4-Й ЭТАП – ВЫПОЛНЕНИЕ ИНЪЕКЦИИ

1. Обработать перчатки шариком, смоченным кожным антисептиком.

2. Место инъекции обработать не менее чем 2 шариками, смоченными кожным антисептиком.

3. Собрать кожу одной рукой в складку треугольной формы основанием вниз.

4. Другой рукой взять шприц, придерживая «муфту» иглы указательным пальцем.

5. Быстрым движением ввести иглу под углом 90° в подкожно-жировую клетчатку

6. Медленно ввести сыворотку. Приложить к месту инъекции стерильный шарик, смоченный кожным антисептиком.

7. Извлечь иглу, прижать к месту инъекции шарик, смоченный кожным антисептиком.

8. Поинтересоваться самочувствием пациента.

Внимание! Проводить наблюдение за пациентом в течение 1 часа.

5-Й ЭТАП – ЗАВЕРШЕНИЕ ИНЪЕКЦИИ

1. Подвергнуть дезинфекции использованные предметы и изделия медицинского назначения.

2. Снять перчатки, поместить их в контейнер для дезинфекции.

3. Вымыть руки гигиеническим способом, просушить.

4. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения в медицинскую документацию.

Дополнительные сведения об особенностях инъекции

— Через 15-30 минут после инъекции обязательно узнать у пациента о его самочувствии и о реакции на введенное лекарство (выявление осложнений и аллергических реакций).

— Места для п/к введения – наружная поверхность плеча, наружная и передняя поверхность бедра в верхней и средней трети, подлопаточная область, передняя брюшная стенка, у новорожденных может использоваться и средняя треть наружной поверхности бедра.

Внимание! При отрицательной реакции через 20–30 мин ввести назначенную дозу сыворотки внутримышечно в ягодицу или верхнюю треть бедра.

Напоминаю!

1. Ампулы с разведенной 1:100 сывороткой промаркированы красным цветом, ампулы с неразведенной сывороткой – синим цветом.

2. При положительной реакции сыворотку применяют только по жизненным показаниям на фоне противошоковой терапии.

3. Сыворотку, разведенную 1:100, вводят подкожно в объеме 0,5 мл, 2 мл, 5 мл с интервалом 15–20 мин. Далее с такими же интервалами вводят подкожно 0,1 мл и 1 мл цельной сыворотки.

4. При отсутствии реакции вводят всю дозу сыворотки внутримышечно.

5. В случае появления симптомов анафилактического шока на одну из введенных доз ввод сыворотки проводят под наркозом.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНУТРИМЫШЕЧНОЙ ИНЪЕКЦИИ (ситуация в процедурном кабинете, введение антибиотика).

Особенности внутримышечной инъекции

— При выполнении инъекции в верхний наружный квадрант ягодицы угол введения иглы – 90°.

— При выполнении инъекции в среднюю треть передненаружной поверхности бедра угол введения иглы – 30-45° (избежать повреждения надкостницы).

— Вводить необходимо 2/3 длины иглы.

— С целью выявить осложнения после предыдущих инъекций перед новой внутримышечной инъекцией медсестра должна пальпировать эти места.

— При введении лекарственного средства больше 2 мл через час к месту инъекции приложить грелку или нанести на кожу йодную сетку.

1-Й ЭТАП – ПОДГОТОВКА ПАЦИЕНТА

Медсестра должна уточнить у пациента:

— Ф. И. О., знает ли он о назначенной инъекции, при положительном ответе уточнить:

• аллергоанамнез;

• дату, месяц, год последней внутримышечной инъекции;

• информированное согласие пациента.

— осмотреть предполагаемое место инъекции, в некоторых случаях, например, если пациенту недавно проводился курс внутримышечных инъекций, – пальпировать место предполагаемой внутримышечной инъекции для исключения инфильтратов и других осложнений, допущенных другими медсестрами (при их наличии сделать соответствующую запись в «Карте наблюдения за пациентом» и доложить врачу, обсудить с ним дальнейшую тактику);

— подготовить пациента психологически, объяснить смысл инъекции, его поведение во время инъекции (инъекция должна выполняться в положении пациента лежа на животе, полностью расслабив мышцы и т.д., если пациент не в состоянии лежать, то положение пациента определяет врач) и после нее;

— предупредить пациента, если введение лекарственного средства сопровождается болезненными ощущениями, вызывает изменение цвета мочи, кала и т.д.;

— сообщить время проведения инъекции.

2-Й ЭТАП – ПОДГОТОВКА ОСНАЩЕНИЯ

Медсестра должна проверить наличие:

— контейнеров с дезинфицирующим средством для замачивания использованных шприцев, игл и т.д. или контейнеров для утилизации использованного материала, инструментов, шприцев, игл, контактирующих с тканевой жидкостью или кровью пациента;

— педального ведра для материала, не контактирующего с биологическими жидкостями пациента пациентом;

— места для пациента (кушетка или стул).

Медсестра обязана:

— вымыть руки с двукратным намыливанием, осушить;

— приготовить:

• журнал врачебных назначений;

• ампулы (флаконы) с лекарственными средствами, сверить упаковки назначенных лекарственных средств с журналом (листом) врачебных назначений, проверить срок их годности, отсутствие (наличие) признаков непригодности;

• упаковки шприцев, игл для набора лекарственного средства и для введения (если лекарственное средство не обладает раздражающим действием на окружающие ткани и набирали из ампулы, а не через резиновую пробочку флакона, иглу после набора лекарственного средства можно не менять);

• емкость с 70% спиртом или другим антисептиком;

• емкость с дезинфицирующим раствором для стерильных пинцетов, корнцангов или стерильные упаковки, в которых они находятся;

• противошоковый набор с одноразовым шприцем;

• «аварийную» аптечку для обработки слизистых оболочек и кожи, при попадании на них крови;

• тонометр, фонендоскоп (при необходимости);

• герметичные упаковки со стерильным материалом (салфетки, шарики и т.д.) ;

• проверить бикс или другие герметичные упаковки со стерильным материалом:

◊ на герметичность упаковки;

◊ срок годности;

◊ на подпись парамедика, проводившего стерилизацию;

◊ а также проверить внешний индикатор стерильности, если предметы медицинского назначения, инструменты находятся в специальной бумажной упаковке;

• стерильным пинцетом из стерильной упаковки вывести лоток на манипуляционный столик;

• стерильным пинцетом взять из бикса или другой упаковки шарики, положить в лоток и смочить спиртом (в настоящее время используют шарики, салфетки, смоченные 0,5 мл 70% изопропилового спирта, находящиеся в герметичной заводской упаковке).

3-Й ЭТАП – ПОДГОТОВКА ШПРИЦА К ИНЪЕКЦИИ И НАБОР ЛЕКАРСТВЕННОГО СРЕДСТВА проводится в присутствии пациента

Медсестре необходимо:

— проверить герметичность упаковки и объем шприца, дату реализации ;

— пригласить пациента в кабинет, предложить ему сесть на кушетку и прочитать вслух название лекарственного средства, которое собираются ему вводить — вскрыть упаковку шприца;

— надеть чистые перчатки, взять ампулу с растворителем и флакон с антибиотиком;

— чистым пинцетом снять с металлической пробки флакона металлический диск, освободившуюся резиновую пробку обработать шариком, смоченным спиртом;

— затем шариком, смоченным спиртом, обработать узкую часть ампулы — надпилить ампулу и шариком (салфеткой) надломить ее узкую часть в направлении от себя, набрать растворитель и ввести во флакон с антибиотиком.

Запомните! Если антибиотик при разведении не образует суспензию, а растворяется полностью, то необходимо добиться его полного растворения!

Для уменьшения образования пузырьков воздуха стерильную воду для инъекции необходимо вводить во флакон с порошком антибиотика, соблюдая правила:

— вводить медленно, при этом иглу необходимо направить к боковой внутренней стенке флакона, чтобы не направлять струю стерильной воды непосредственно на порошок;

— не встряхивать флакон, а поворачивать вращательным движением до полного растворения порошка;

— если во флаконе суспензия, то нельзя поворачивать его вверх дном.

После набора антибиотиков обязательна смена иглы.

4-Й ЭТАП – ВЫПОЛНЕНИЕ ВНУТРИМЫШЕЧНОЙ ИНЪЕКЦИИ

Медсестре необходимо:

— предложить пациенту лечь на кушетку (положение – на животе, если он может это выполнить, или то, при котором можно выполнить данную инъекцию);

— предложить (помочь) освободить место для инъекции;

— перчатки обработать шариком, смоченным спиртом;

— забрать из лотка шарики, смоченные спиртом, и, последовательно меняя их, обработать кожу в месте инъекции в направлении сверху вниз, до чистой кожи, вначале – широко, затем – непосредственно место инъекции;

—левой (правой) рукой – фиксировать кожу в месте инъекции путем легкого натяжения между большим и указательным пальцами;

— правой (левой) рукой – забрать шприц из лотка таким образом, чтобы игла была направлена вниз, то есть держать шприц перпендикулярно к месту инъекции; быстрым движением ввести иглу в мышцу на 2/3 ее длины, под углом 90° к месту инъекции (длина иглы зависит от развития подкожно-жировой клетчатки);

— освободить левую (правую) руку и ею слегка подтянуть рукоятку поршня на себя (контроль нахождения иглы) – игла должна бать в мышце, а не в сосуде;

— если при этом в цилиндре шприца не появилась кровь, то – надавить на поршень большим пальцем левой (правой) руки, медленно ввести небольшую дозу лекарственного средства (биологическая проба), при отсутствии жалоб пациента и наличия патологических проявлений индивидуальной непереносимости лекарственного средства (жар, головная боль и др.) ввести полную дозу;

— если в цилиндре появилась кровь, то, сменив иглу, инъекцию необходимо выполнить в другое место, особенно если вводится лекарственное средство, предназначенное только для внутримышечного использования, например 24 % эуфиллин или масляный водонерастворимый раствор ;

— к месту инъекции прижать стерильный шарик и быстро вывести иглу, уточнить самочувствие пациента;

— забрать шарик с места инъекции, замочить в контейнере с дезинфицирующим раствором, назначить дату, место и время следующей манипуляции, если ему назначен курс инъекций, затем отпустить пациента;

— провести этап дезинфекции или утилизации использованного материала, шприца, игл, инструментария, рабочего места (это действие должно проводиться после каждой инъекции);

— снять использованные перчатки, соблюдая известное правило, и замочить их в контейнере с дезинфицирующим раствором или поместить в контейнер для утилизации;

— вымыть с двукратным намыливанием руки, осушить;

— сделать запись в процедурном листе или в «Карте наблюдения за пациентом» о выполненной манипуляции, реакции на нее пациента.

Напоминаю! Во время инъекции мышцы пациента должны быть расслаблены, в этом случае инъекция менее болезненна и не бывает постинъекционных осложнений, если правила асептики и антисептики соблюдены.

При введении лекарственного средства в бедро, шприц необходимо держать под углом 30–45° (для предупреждения травмы надкостницы). Введение противостолбнячной сыворотки детям до года – внутримышечное.

ИНСТРУКЦИЯ по забору и посеву крови из вены шприцем на гемокультуру с использованием готовых питательных сред во флаконах ХайСейф и ХайКомби с резиновыми пробками с двойной средой для выделения гемокультур

Составлена в соответствии с методическими указаниями МУ 4.2.2039 – 05 Текст документа по состоянию на июль 2011 года (пациент в сознании, обратился за помощью самостоятельно)

Сбор крови для посева производят 2 человека у постели больного или в процедурном кабинете.

Внимание! Принимать лекарственные препараты следует после исследования. Если пациенту было назначено лечение, то исследование лучше делать перед приемом новой дозы, чтобы промежуток времени без лекарства был максимальным. Исследование проводят натощак.

Показания

— Высокая температура больного (длительное время, без видимых причин) – периодические температурные скачки обуславливают проведение исследований или в момент роста температуры, или сразу же после спада ее пика.

— Подозрения на инфекционные заболевания (эпидемический менингит, кишечные, стафило- и стрептококковые инфекции).

Цель исследования – диагностическая:

— Определить вид возбудителя инфекционного заболевания.

— Его чувствительность к антибиотикам.

— Уточнить причины неясных лихорадок.

Подготовка пациента

— Уточнить Ф. И. О. пациента, как он переносит вид крови.

— Информировать о данной процедуре (ожидаемый результат).

— Убедиться в наличии информированного согласия.

— Мотивировать пациента к сотрудничеству (соблюдение прав пациента на информацию – Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, ст. 30–33).

— Осмотреть место возможной пункции вены.

— Оформить направление в бактериологическую лабораторию.

Подготовка оснащения

Внимание! К моменту забора крови необходимо получить в бактериологической лаборатории два стерильных флакона с двойной питательной средой (один для аэробов, другой для анаэробов), для левой и правой руки.

• в 1-ю неделю заболевания – флакон со 100 мл;

• во 2-ю неделю – флакон со 150 мл;

• в 3-ю неделю – флакон с 200 мл.

— Вымыть руки с двукратным намыливанием, осушить.

— Подготовить наборы «Анти СПИД» («аварийную» аптечку) + противошоковый.

— Журнал врачебных назначений.

— Контейнер для использованных перчаток.

— Контейнер для использованных шприцев и игл.

— Пакет для сборов отходов класса Б.

— Педальное ведро (для неконтаминированных изделий и материала).

— Венозный дозированный жгут.

— Подлокотный валик и салфетку.

— Шприцы емкостью 20,0 мл, иглы однократного использования.

— Стерильные перчатки, маску, защитные очки.

— Упаковки со стерильными тампонами и пинцетом.

— Емкость с 70% спиртом.

— Емкость с 1% раствором йода или другого антисептика.

— Стерильный лоток и чистый лоток для использованного материала.

— Бланки направлений.

— Наборы противошоковый и Анти-СПИД.

Подготовка к работе

— Пригласить пациента в кабинет.

— Сверить Ф. И. О. с данными в направлении.

— Помочь пациенту занять удобное положение для венопункции лежа или сидя.

— Паспортные данные занести в журнал регистрации под порядковым номером.

— Порядковый номер и все паспортные данные перенести на этикетку флакона.

— Удалить (отогнуть) на флаконах защитные колпачки, пробки не открывать.

— Пробки флаконов обработать 70% этиловым спиртом (использование йодной настойки определяется рекомендациями производителя сред).

— Обрабатывают руки салфеткой, смоченной 70% спиртом.

— Надеть стерильные маску, халат (с помощником), перчатки.

— Наложить венозный дозированный жгут (помощник).

— Участок кожи над сосудом обработать тампоном, смоченным 70% спиртом, затем – другим тампоном, смоченным 1-2% раствором йода или другим дезинфектантом, разрешенным к применению для этих целей, в направлении от центра к периферии, в течение 30 сек, затем – спиртом (для предотвращения возможного раздражения (ожога) участка кожи).

NB! После обработки кожи перед введением иглы запрещается повторно пальпировать сосуд.

— Ввести иглу, убедиться, что игла в вене: потянуть поршень на себя.

— Тянуть поршень на себя, набирая нужное количество крови и не снимая жгута.

— Провести забор крови (у взрослых – 10 мл крови, у детей – 5 мл).

— Снять жгут, прежде чем извлечь иглу из вены.

— Кровь в равных объемах вносят в «аэробную» и «анаэробную» питательные среды.

— Сменить иглу (снять – чистым, надеть – стерильным пинцетом).

— Проколоть пробку флакона, ввести в первый флакон (для правой руки) 10 мл.

— Перемешать содержимое флакона круговыми движениями.

— Сменить иглу (снять – чистым, надеть – стерильным пинцетом).

— Проколоть пробку флакона, ввести во второй флакон (для левой руки) 10 мл.

— Перемешать содержимое флакона круговыми движениями.

— Организовать немедленную доставку в лабораторию, оберегая от охлаждения, в течение 2 ч.

Примечание. При невозможности доставки материала в лабораторию за 2 часа флакон помещают в термостат при температуре 37°С.

Обратите внимание! Если рост микроорганизмов не обнаружен в течение 10 дней инкубации, бактериологическая лаборатория после исследования посевов крови выдает отрицательный ответ.

Завершение манипуляции

— Утилизировать иглы в иглоприемник, шприцы – в желтый пакет (отходы класса Б).

— Снять перчатки, маску, сбросить в желтый пакет (отходы класса Б).

— Вымыть и просушить руки, втереть питательный или увлажняющий крем.

— Сделать запись о выполненной манипуляции и реакции на нее пациента.

ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №5 ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ» (ГБОУ СПО «МК №5 ДЗМ»)

РЕЦЕНЗИЯ

Преподаватель специальных дисциплин высшей квалификационной категории Агкацева Светлана Александровна представила Учебное пособие к мастер-классу на тему 3.19.1 «Сестринский процесс при столбняке» Профессионального модуля 02. Раздел 1. Участие в лечебно-диагностическом процессе при оказании сестринской помощи людям разного возраста в стационарных и амбулаторно-поликлинических условиях. МДК 02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья)». Специальность 060501 «Сестринское дело».

Учебное пособие составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 060501 «Сестринское дело» (базовой подготовки) и рабочей программы. Методическое пособие предназначено для организации и проведения практического занятия, для самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся с новым материалом, для повторения и закрепления знаний.

Пособие содержит следующие разделы:

1. Введение (пояснительная записка, ориентированная на формирование мотивации обучающихся к изучаемой теме и демонстрацию значимости профессиональных сведений через активизацию познавательной деятельности).

2. Рекомендации по работе с методическим материалом (структура занятия, технологическая карта занятия, критерии оценки знаний и структурно-логическая схема изучаемого материала). Структура занятия включает организационный момент, контроль исходного уровня знаний (актуализация опорных знаний).

3. Содержание темы, включающее определение понятия «столбняк», классификации стадии течения, клинику, диагностику, профилактику и принципы лечения столбняка, а также схемы, задания, эталоны ответов и другое необходимое для раскрытия темы.

4. Задания для контроля знаний студентов (КОС).

5. Мастер-класс – терапия по Безредко и заполнение медицинской документации. Предусмотрена демонстрация студентами терапии по Безредко в мини-группах по программам, дифференцированным по степени сложности, а также демонстрационное взятие крови из вены на стерильность. Мастер-класс имеет общие цели занятия – изучение роли медсестры и особенности лечебно-диагностического процесса при столбняке, характерные проявления (симптомы и синдромы) пациентов, заразившихся столбняком; принципы лечения, диагностики, профилактики столбняка и вакцинация против столбняка.

6. Приложения (раздаточный материал – национальный и региональный календари прививок, карты и журналы учета инфекционных заболеваний).

7. Отчет по итогам мастер-класса (позволяет преподавателю проанализировать применяемый на занятии профессионально-ориентированный подход к обучению, методы активизации познавательной деятельности, приемы формирования профессионального интереса и т.п., с целью дальнейшего совершенствования собственных приемов работы и повышения эффективности усвоения студентами изучаемой темы).

8. Раздаточный материал – бланки, температурные листы, алгоритмы.

Согласно учебному пособию при реализации целей занятия будут обеспечены требования ФГОС по изучаемой тематике, для чего привлечены междисциплинарные связи:

– ПМ.04 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными», Раздел 4. Оказание медицинских услуг в пределах своих полномочий. Оформление документации. МДК 04.03 «Технология оказания медицинских услуг». 4.4 Оценка функционального состояния пациента. 4.9 Медицинское лечение в сестринской практике. 4.9.18 Техника внутрикожной инъекции. 4.9.19 Техника подкожной инъекции. 4.9.20 Техника внутримышечной инъекции;

– подготовлен контрольно-оценочный материал (задания в тестовой форме, проблемно-ситуационная задача, решаемая динамикой действий);

– обозначены методические, документационные и дидактические материалы для преподавателя и студентов.

Критерии оценки дифференцированы для различных видов работы, применяемых при проведении мастер-класса: решении тестов, умение работать с пациентом, выполнять практические манипуляции и вести медицинскую документацию.

Учебное пособие включает информационный материал на 17 страницах, который раскрывает тему подробно, научно, доступно, структурированно и подробно иллюстрирован таблицами, схемами, рисунками и т.п.

Форма учебного занятия мастер-класс позволяет преподавателю применить комплекс методических приемов, педагогических действий непосредственно от преподавателя к обучающемуся и создать условия для полноценного проявления и развития личностных качеств всех участников образовательного процесса.

Учебное пособие позволяет реализовать требования ФГОС по специальности 060501 «Сестринское дело» и рабочей программы ПМ 02 Раздел 1. Участие в лечебно-диагностическом процессе при оказании сестринской помощи людям разного возраста в стационарных и амбулаторно-поликлинических условиях МДК 02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья)». Тема 3.19.1 «Сестринский процесс при столбняке» и рекомендовано к использованию при изучении вышеперечисленных тем.

Рецензент директор ГБОУ СПО «МК №5 ДЗМ», руководитель и преподаватель высшей квалификационной категории И.И. Егоренкова

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «ГКБ №64 ДЗМ»

РЕЦЕНЗИЯ

на представленное преподавателем ГБОУ СПО «МК № 5 ДЗМ», Агкацевой С. А. учебное пособие (УП) к мастер-классу, имеющее 2 части, 44 и 43 страниц текстовой части и 19 приложений (последовательность действий медсестры при выполнении внутрикожной, подкожной, внутримышечной инъекций, предусмотренных темой занятия, и алгоритм взятия крови для исследования на гемокультуру, и презентации к мастер-классу на тему 13.13.6: «Сестринский уход при столбняке» Профессионального модуля ПМ 02. «Участие в лечебно-диагностическом процессе при оказании сестринской помощи людям разного возраста в стационарных и амбулаторно-поликлинических условиях», МДК 02. 01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья)», темы 13: «Сестринская помощь при инфекционных заболеваниях и во фтизиатрии» специальности 060501 «Сестринское дело», в соответствии с ГОС/ФГОС СПО.

Основные вопросы темы, изложенные кратко и в доступной форме в МР, соответствуют требованиям РП и тематическому плану: этиология, патогенез, клиническая картина, диагностика, принципы лечения, профилактика столбняка и сестринская деятельность при столбняке. Главные разделы УП представлены в виде наглядного легкозапоминающегося материала: графологической и структурнологической схем, таблиц. Контрольные задания в конце каждого раздела позволяют студентам оценить собственные знания, усвояемость изложенного материала.

Наличие:

- пояснительной записки, технологической карты, контролирующего материала с эталонами дают возможность другому преподавателю использовать этот опыт проведения занятия;

- моментов общения медсестры с пациентом повышает эффективность проводимых манипуляций;

- бланков направлений, журналов, температурных листов дает возможность студенту в спокойной домашней обстановке научиться их заполнять и продемонстрировать их заполнение на практическом занятии (закрепить, проверить приобретенные знания, необходимые в практической деятельности медсестры);

- презентации значительно облегчает усвоение теоретического материала;

- инструкций к выполнению заданий в тестовой форме облегчает выполнение заданий;

- инструкций к манипуляциям облегчает усвоение практического материала;

- релакс-пауз свидетельствует о здоровьесберегающем направлении процесса обучения (новаторство).

В МР прослеживаются междисциплинарные связи с ПМ 04 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными», ПМ 01 «Проведение профилактических мероприятий». С точки зрения актуальности темы: заявленная в УП «Выбор темы 13.13.6: «Сестринский уход при столбняке» обусловлен ее актуальностью для практического здравоохранения и трудностью изучения темы студентами из-за отсутствия возможности контакта с этой группой пациентов», соответствует действительному положению вещей.

Помимо указанных выше положительных сторон УП, надо отметить эстетическое оформление работы: красочно изложенный материал, грамотно подобранные иллюстрации позволяют эффективнее усваивать изложенную информацию.

Работа имеет реальную значимость для преподавателей и студентов, позволяет одновременно обучить и проконтролировать усвоение материала большой группой студентов, а студентам дает возможность самостоятельно оценить полученные знания, научиться грамотно заполнять медицинскую документацию, знакомиться с нормативными документами (приложения).

Считаю это новаторством и возможностью применения работы в учебном процессе. Связка «медсестра–пациент– рецензент» обеспечивает качество образовательного процесса, создает условия для максимально самостоятельной деятельности студентов на практическом занятии.

Самостоятельная работа студентов, рассматриваемая как форма организации теоретического и практического обучения, позволит повысить качество сестринской помощи пациентам в их будущей практической деятельности, работать в команде, приобрести навыки эффективного общения, вести грамотно необходимую документацию. Заявленные цели и структура занятия соответствуют положению о проведении мастер-класса. Учебное пособие соответствует целям мастер-класса и требованиям ФГОС к результатам освоения профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности 060501 «Сестринское дело».

Хохлова Мария Анатольевна, к.м.н., врач-хирург ГБУЗ «ГКБ №64 ДЗМ».

Язык статьи:
Действия с выбранными: