По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 398.32

«Серые бесы все еще притворяются живыми людьми...»: оборотни в современной городской культуре

Лейбович Олег Леонидович ФГБОУ ВО «Пермский государственный институт культуры», Россия, 614000, Пермь, ул. Газеты Звезда, 18. Е-mail: oleg.leibov@gmail.com

В статье рассматривается воздействие архаичной культуры на воображаемые российские городские сообщества. Появление в языковых практиках горожан ссылок на персонажей потустороннего мира: волков-оборотней, нежити, нелюдей и пр. предъявляется как свидетельство глубокого проникновения мифологической культуры в картину мира наших современников, в том числе в актуальный образ воображаемого городского сообщества.

Статья поступила 19.04.2018 г.

Литература:

1. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Пер. с англ. В. Николаева; вступ. ст. С. Баньковской. — М.: КАНОН-пресс-Ц; Кучково поле, 2001. — 288 с.

2. Анекдот № 36003 // Анекдоты из России. [Электронный ресурс]. — URL : https://www.anekdot.ru/id/36003/ (Дата обращения — 10.04.2018).

3. Бохеньский Ю. Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков. — М.: Издательская группа «Прогресс» — «Via», 1993. — 187 с.

4. Гуревич Л. Искусство и зло // Звезда. — 2014. — № 3. [Электронный ресурс]. — URL: http://magazines.russ.ru/zvezda/2014/3/12-pr.html (Дата обращения — 12.04.2018).

5. Елена. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.facebook.com/infometernews/videos/vb.1246107138782307/1789309691128713/?type=2&theater (Дата обращения — 28.03.2018).

6. Козловский С.В. Древняя Русь в зеркале былинной традиции. Гендер, сакральность и социальные практики в героическом эпосе. Научное издание. / С.В. Козловский. — СПб.: Издательство Олега Абышко, 2017. — 512 с.

7. Колесов В.В. Мир человека в слове Древней Руси. / В.В. Колесов.— Л.: Издательство Ленинградского университета, 1986. — 312 с.

8. Матвеева С.Я., Шляпентох В.Э. Страхи в России в прошлом и настоящем. / С.Я. Матвеева, В.Э. Шляпентох. — Новосибирск: Сибирский хронограф, 2000. — 179 с.

9. Осин Р.В. Криминализация образа мигранта в современной культуре: психологический анализ / Р.В. Осин // Пензенский психологический вестник. — 2017. — № 1. — С. 94–101.

10. Тихомиров С.А. Фольклор современной городской молодежи: аксиологический аспект. Автореферат дис. ... кандидата культурологии / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. — СПб, 2009. — 25 с.

11. Тофлер А. Футурошок. / А. Тофлер. — СПб: Лань, 1997. — 461 с.

12. Трупоеды. [Электронный ресурс]. — URL: https://sandra-nika.livejournal.com/1878230.html (Дата обращения — 08.04.2018).

13. Холмогорова Н. Evil They name Us... Очерки голливудской метафизики. [Электронный ресурс]. — URL: http://warrax.net/71/evilname.html (Дата обращения — 11.04.2018).

14. Ушаков А. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.facebook.com/andrey.ushakov.984 (Дата обращения — 29.03.2018).

15. Яковенко И. Мир через призму культуры. Культурология и Россиеведение. / И. Яковенко. — М.: Знание, 2013. — 310 с.

16. Shlapentokh Vl. Fear in contemporary society. Its negative and positive effects. — New York: Palgrave Macmillan, 2006. — 235 p.

Начнем с анекдота. «Загадка: Сидят за столом Баба-яга, Змей Горыныч, Добрый мент, Кощей Бессмертный, Злой Мент. На столе бутылка водки. Свет тухнет, через некоторое время вновь зажигается. Бутылки на столе нет. Вопрос: Кто взял бутылку? Ответ: Злой мент, так как все остальные — вымышленные персонажи» [2]. Представим загадку как завершенный текст и проделаем то, что для рассказчика является процедурой запретной: попытаемся его растолковать. Комический эффект этого короткого повествования заключается в парадоксальности. Сказочные персонажи в одном случае вполне реальны: вместе сидят за накрытым столом с обыкновенным гражданином, но стоит потухнуть, а затем зажечься свету, как они растворяются в небытие, теряют способность к озорству: даже украсть бутылку со стола не могут. Только в отличие от героев традиционного фольклора здесь слуги нечистой силы: Баба-яга и Кощей Бессмертный оказываются в одном ряду со сказочным добрым ментом, то есть отнюдь не творят зла, как положено им по фольклорной традиции. Они уступают эту роль человеку, облеченному властью.

В других версиях анекдота «злого мента» замещают «чиновник-взяточник», «депутат-мздоимец» и прочие персонажи нового городского фольклора. Они населяют пограничную зону между миром волшебства — темным царством волшебных сказок и миром городским: плотным, обступающим со всех сторон, соблазнительным, опасным, недобрым. «Злой мент», или «чиновник-взяточник» олицетворяют все страшное, что таится в городской реальности. По сути своей, это оборотни — «чудовища ночных кошмаров». Это отнюдь не одомашненные персонажи традиционного русского фольклора. «Нет в нашей культуре и иррационального ужаса перед “нежитью”: подземное царство — мир мертвых — в русских сказках очень похоже на мир земной и ничего особо страшного в себе не содержит, а ожившие покойники в быличках бывают (не всегда) зловредными, но при этом всегда сохраняют рассудок и способность объясняться с живыми» [13]. Подлинных злодеев выбирают из государственных людей. Заметим, что и в западной массовой культуре прошлого века чиновники были представлены как «...могущественный класс, состоящий по большей части из паразитов и эксплуататоров» [3, С. 172]. Впрочем, в современном городском фольклоре вместе со «злым ментом» фигурируют маньяки, зомби, серийные убийцы, педофилы..., то есть зловещие «чужие» среди своих. Своим появлением в городской культуре они обязаны, прежде всего, страхам и иррациональным, и достаточно обоснованным.

Для Цитирования:
Лейбович Олег Леонидович, «Серые бесы все еще притворяются живыми людьми...»: оборотни в современной городской культуре. Вопросы культурологии. 2018;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: