Переход на сервисное обслуживание позволяет снизить затраты и гарантировать их максимальную эффективность.
Основными же сегментами сервисного рынка являются:
• ремонт, модернизация и реконструкция энергообъектов;
• техническое обслуживание оборудования;
• монтаж оборудования и его пуско-наладка;
• услуги в области энергосбережения и энергоэффективности;
• энергетический консалтинг;
• информационные и диагностические услуги;
• инжиниринг;
• обучение персонала.
Взаимосвязь базовых понятий концепции сервисного обслуживания представлена на рис. 1.
В части оценки сравнительной эффективности деятельности поставщиков сервисных услуг предлагается использовать следующие показатели:
– отношение годового оборота компании к суммарной мощности обслуженного в течение года оборудования;
– уровень сервисного обслуживания – соотношение фактически выполненных услуг (заказов) ко всем запросам, поступившим за определенный период;
– качество и безопасность труда (например, количество отработанных человеко-часов без травм и потери работоспособности);
– рентабельность.
Одной из составляющих сервиса оборудования при его дифференциации по временному фактору является гарантийное обслуживание, базовым свойством которого является срок его действия (как инварианты в хозяйственной практике используются термины «гарантийный срок» или «период гарантийного обслуживания»). Варьируя гарантийный срок с целью повышения конкурентоспособности своей продукции, предприятие-производитель, использует гарантию как средство конкурентной дифференциации.
Компании, оказывающие сервисные услуги, как правило, предлагают заказчикам несколько вариантов реализации концепции по реструктуризации ремонтных активов. Рассмотрим вариант, используемый и реализуемый в ПАО «ФСК ЕЭС» [2].
Главным мотивом для начала этого процесса стала необходимость повысить эффективность ремонтов. Изучив мировую практику сервисного обслуживания (или аутсорсинга), компания увидела, что при таком подходе затраты на ремонт и техобслуживание становятся более понятными и прозрачными, а значит, более управляемыми. Практика сервиса, как правило, ведет к повышению производительности труда, снижению простоев и, следовательно, к повышению надежности.