Проблемы антибиотикорезистентности Helicobacter pylori, вместе с ней неэффективность схем эрадикации, весьма актуальны в ХХI веке [4]. Один из путей преодоления устойчивости — поиск новых соединений, обладающих противомикробной активностью и низкой токсичностью, к таковым соединениям по данным наших исследований могут стать серосодержащие терпены [1, 3].
Цель исследования: изучить чувствительность штаммов H. pylori к серосодержащим монотерпенам.
Антихеликобактерную активность исследуемых тиосоединений сульфидов (под лабораторными шифрами № 4, 5, 6, 9, 11), сульфоксида (лабораторный шифр № 8), сульфона (лабораторный шифр № 12) изучали, используя диско-диффузионный метод на 20 штаммах H. pylori, выделенных из биоптатов слизистой оболочки желудка больных с различной патологией желудочно-кишечного тракта, в каждой серии эксперимента. Стерильные диски из фильтровальной бумаги пропитывали соединениями в асептических условиях и стерилизовали в автоклаве при 120 °С 20 мин. Суспензию микробной культуры, приготовленную в физиологическом растворе в соответствии со стандартом мутности по шкале Мак-Фарланд 3 (< 109), засевали на чашки с питательной средой (эритрит — агаром), обогащенной 10 % бараньей кровью. На засеянную поверхность агара наносили диски, инкубировали при 37 °С в течение 72 ч. Диаметр зоны задержки роста H. pylori вокруг дисков измеряли с помощью штангенциркуля. Отсутствие зоны задержки роста свидетельствовало о нечувствительности H. pylori к изучаемым соединениям, зону задержки роста до 15 мм считали признаком слабой чувствительности, зону 15–24 мм — признаком чувствительности, зону более 24 мм — признаком высокой чувствительности. Контролем служили стандартные диски с антибиотиками, используемыми в эрадикационной противоязвенной терапии (амоксициллин, тетрациклин, кларитромицин) (n = 20).
Статистическую обработку полученных данных диаметра задержки роста проводили с применением методов вариационной статистики и программы «БИОСТАТ» 4.0.0.0 с вычислением средней арифметической (М), средней ошибки средней арифметической (m), определением критерия достоверности Стьюдента (t) и уровня значимости (Р).