Дата поступления рукописи в редакцию: 14.05.2025
Дата принятия рукописи в печать: 27.05.2025
Date of receipt of manuscript at the editorial office: 05/14/2025.
Date of acceptance of the manuscript for publication: 05/27/2025.
Учитывая все доступные научные данные, описывающие патологические симптомы у пациентов, выздоравливающих после COVID-19 в разных странах, термин «длительный COVID» (long-COVID) также получил международное признание и широкое применение для описания данных симптомов [1].
По меньшей мере 65 млн человек во всем мире имеют постковидный синдром; вероятно, это число намного выше из-за множества незарегистрированных случаев, связанных с малосимптомным течением заболевания или несовершенством диагностики COVID-19. Заболеваемость оценивается в 10–30 % случаев, несвязанных с госпитализацией, в 50– 70 % случаев, связанных с госпитализацией, и в 10–12 % случаев, связанных с вакцинацией [2].
Симптоматика постковидного синдрома многогранна и затрагивает многие системы организма: у пациентов выявляют изменения в сердечно-сосудистой, респираторной, пищеварительной системе, обнаруживают нарушения в функции половых органов и нервной системы, повреждения селезёнки, печени, почек, формирование аутоиммунных заболеваний и мастоцитоза [2].
В множестве исследований подчёркивается влияние COVID-19 и постковидного синдрома на формирование патологии сердечно-сосудистой системы. Наиболее сильно подтверждена связь постковидного синдрома на формирование аритмий, тромбоэмболических явлений и инфаркта миокарда, хотя встречаются и более редкие патологии — например, описаны случаи возникновения фульминантного миокардита [3].
Хорошо известно влияние постковидного синдрома на экспрессию ангиотензин-превращающего фермента (АПФ, он же ACE). Рецептор ACE-2 выступает как клеточный рецептор для SARS-COV-2 [4]. Рецептор ACE-2 в изобилии присутствует в тканях человеческого организма. Он был обнаружен в легких, почках, тонком кишечнике, обонятельном нейроэпителии, сердце, яичках, мышечных клетках и черной субстанции головного мозга.