Семья — клеточка социального целого. Разрушение семьи аналогично клеточной анемии организма. В то же время ни для кого не секрет, что семья и семейные ценности переживают сегодня в России глубокий кризис и его следствием является, в частности, уменьшение населения страны, особенно падение численности коренного, русского населения. Еще одной тенденцией кризиса семьи является нарастающий кризис «отцов и детей», межпоколенческое недоверие, закрытость и т.п.
Можно выделить несколько уровней в отношениях между родителями и детьми: материально-экономический требует от родителей обеспечения пищей, одеждой и другими материальными благами; психолого-экзистенциальный призывает к ощущению защиты и безопасности ребенка; на социальном уровне родители должны помочь в социализации и участвовать в воспитании ребенка; духовный уровень (метапотребностей, по А. Маслоу) призывает к личностному равенству, взаимопониманию и духовному обмену поколений. В данной статье мы попытаемся рассмотреть суммарные тренды межпоколенческой динамики в России в наше время.
Современный американский психолог Л. Демоз, создавший теорию эволюции детства, выделил следующие стили воспитания и взаимоотношения родителей и детей в истории [2].
1. Инфантицидный стиль (с древности до IV в. н.э.): характеризуется массовым убийством детей, жертвоприношениями и насилием в их отношении. Родители боялись, что слабого ребенка будет трудно воспитать или прокормить.
2. Оставляющий стиль (IV–XIII века): характеризуется отказом от инфантицида в связи с распространением христианства. У ребенка признается наличие души. Прекращаются убийства детей и жертвоприношения. Однако ребенок остается объектом агрессии со стороны родителей. Его часто сбывают с рук: кормилице, в монастырь, в чужую семью. Он угнетен в собственном доме.
3. Амбивалентный стиль (XIV–XVIII вв.): характеризуется началом вытеснения практики физических наказаний. Ребенок входит в эмоциональную жизнь родителей. Однако он не считается полноправным членом семьи. Его не считают самостоятельной личностью, отказывают в праве на автономную жизнь, душевную и физическую неприкосновенность. Если он сопротивляется, его беспощадно бьют.