По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Семь уроков из пилотного плана электронного песо: возможность цифровой валюты Центрального банка

Нехайчук Д. В. доктор экономических наук, профессор Севастопольского филиала РЭУ им. Г. В. Плеханова

Решение о введении цифровой валюты Центрального банка (CBDC) является частью новых задач, с которыми сталкиваются центральные банки по мере развития технологий. Пилотный план электронного песо, реализованный с 2017 по 2018 г., может дать некоторые ключевые выводы для центральных банков. В этом смысле мы можем извлечь семь уроков из пилотного плана электронного песо: репутация является ключевым фактором для принятия центральными банками решения о введении CBDC; финансовая доступность и культурные причины являются основными мотивами; технологическое решение максимально простое; аспекты безопасности и отслеживаемые переводы являются центральными для проблем с операционным риском; токен был хорошим решением для внедрения CBDC; цифровые деньги использовались для небольших платежей и переводов; CBDC дополняют существующие платежные средства. Выводы подчеркивают, что выбор CBDC основан не только на технических соображениях, но и на культурных последствиях использования денег. Внедрение этого нового платежного средства будет постепенным, но необратимым.

Литература:

1. Armelius, H. The e-krona and the macroeconomy // Sveriges Riksbank Economic Review.— 2018. — № 3. — P. 43–65.

2. Barontini, C., Holden, H. Proceeding with caution-a survey on central bank digital currency // Proceeding with Caution-A Survey on Central Bank Digital Currency (January 8, 2019). BIS Paper. — 2019. — № 101.

3. Morales-Resendiz, R. Implementing a retail CBDC: Lessons learned and key insights // Latin American Journal of Central Banking. — 2021. — № 1. — P. 100–122.

4. Афанасьев, Г. В., Орлова, Т. С., Жукович, В. В. Создание мировой децентрализованной электронной валюты в период развития глобализации и цифровых технологий // Вестник Института экономики Российской академии наук. — 2021. — № 6. — С. 166–185.

5. Кобзева, П. А., Целыковский, И. В. Электронные деньги и их виды // Эволюция государства и права: проблемы и перспективы. — 2022. — С. 15–18.

6. Подколзин, Р. В., Ясаков, А. С., Сташевский, В. В. Перспективы развития электронных платежных систем // Теория и практика инновационных технологий в АПК. — 2022. — С.465–468.

7. Радзиевская, Я. Н. Взаимоотношения моделей RFP, RFQ, стейкхолдеры и лидогенерация // Валютное регулирование. Валютный контроль. — 2021. — № 10. — С. 6–15.

8. Швец, Ю. Ю. Управление инновационным развитием // Трансформационные процессы рыночной экономики. — 2016. — С. 193–198.

1. Armelius, H. The e-krona and the macroeconomy. Sveriges Riksbank Economic Review. 2018, No. 3, pp. 43–65.

2. Barontini, C., Holden, H. Proceeding with caution-a survey on central bank digital currency. Proceeding with Caution-A Survey on Central Bank Digital Currency (January 8, 2019). bis paper. 2019, No. 101.

3. Morales-Resendiz, R. Implementing a retail CBDC: Lessons learned and key insights. Latin American Journal of Central Banking. 2021, No. 1, pp. 100–122.

4. Afanasiev, G. V., Orlova, T. S., Zhukovich, V. V. Creation of a global decentralized electronic currency during the development of globalization and digital technologies. Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. 2021, No. 6, pp. 166–185.

5. Kobzeva, P. A., Tselykovsky, I. V. Electronic money and their types/ Evolution of state and law: problems and prospects. 2022, pp. 15–18.

6. Podkolzin, R. V., Yasakov, A. S., Stashevsky, V. V. Prospects for the development of electronic payment systems. Theory and practice of innovative technologies in the agroindustrial complex. 2022, pp. 465–468.

7. Radzievskaya, Ya. N. Relationships of RFP, RFQ models, stakeholders and lead generation. Currency regulation. Currency control. 2021, No. 10, pp. 6–15.

8. Shvets, Yu. Yu. Management of innovative development. Transformational processes of the market economy. 2016, pp. 193–198.

Дата поступления рукописи в редакцию: 04.04.2023.

Дата принятия рукописи в печать: 10.04.2023.

ВВЕДЕНИЕ

Новые технологии создают проблемы для центральных банков в отношении развития платежных средств и стратегий расширения доступа к финансовым услугам. Тем не менее новые технологии являются частью инструментов, которые центральные банки разрабатывают для реализации своей политики, например технология блокчейн для внедрения и обмена информацией с кредитными организациями и большими данными для анализа ценовых тенденций или цифровых активов в виде денег.

Есть много аспектов, которые следует обсудить в отношении внедрения цифровой валюты Центрального банка (CBDC), начиная с юридической силы, доступных технологий и добавленной стоимости к существующим платежным средствам. Ответы на эти вопросы варьируются в зависимости от страны и зависят от уровня развития экономики, глубины финансовой системы и даже от культурных аспектов.

Основное внимание в этом документе будет отличаться от предыдущего рассмотрения. С точки зрения центрального банка, существует мандат на выпуск денег в экономику для осуществления экономической деятельности. Технология является одной из переменных, которые могут повысить эффективность этого мандата [6]. В долгой истории бумажных денег новые технологии помогли улучшить использование и безопасность, так что это новый шаг, который может дополнить физические банкноты.

Несмотря на то что этот фокус менее разрушителен, чем текущие исследования о CBDC, основной целью не является подчеркивание превосходства новой технологии над предыдущими способами выпуска денег [4]. Напротив, основное внимание уделяется пониманию того, в каком смысле этот инструмент может помочь центральным банкам в обслуживании, которое они предоставляют населению, и справиться с изменениями, которые новые технологии налагают на платежную систему.

Моралес-Ресендис рассказывает о том, как исследования CBDC являются актуальной проблемой для финансовых инноваций и центрального банка [3]. Как часть процесса обучения пилотные планы играют определенную роль в доказательстве и понимании рисков, а также извлеченных уроков для борьбы с такими рисками. В частности, репутационный риск и риск кибербезопасности являются двумя основными проблемами при разработке CBDC. Кроме того, уроки о технологических возможностях CBDC и финансовых последствиях имеют отношение к тому, как этот новый платежный инструмент повлияет на платежную экосистему.

Уроки, извлеченные из пилотного плана электронного песо, направлены на решение следующих задач. Репутация является ключом к решениям центральных банков относительно CBDC [1]. Финансовая доступность и культурные соображения должны быть включены в процесс разработки CBDC. В эпоху технологических сбоев CBDC должен максимально упростить технологическое решение. Аспекты кибербезопасности и отслеживаемые переводы занимают центральное место в проблемах операционных рисков, в пилотном плане e-Peso токен был хорошим решением для внедрения CBDC, а цифровые деньги использовались для небольших платежей и переводов в качестве дополнения к существующим платежным средствам.

В этом смысле этот документ представляет собой картографию аспектов, которые центральные банки учитывают при настройке пилотного плана цифровой валюты. В первой части представлено краткое описание пилотного плана электронного песо; вторая часть включает уроки, извлеченные из этого плана; а в третьей части представлены некоторые выводы и задачи для следующих шагов.

ОПИСАНИЕ ПИЛОТНОГО ПЛАНА ЭЛЕКТРОННОГО ПЕСО

В ноябре 2017 г. Центральный банк Уругвая (ЦБУ) запустил пилотный план по тестированию электронного песо. Первоначальный анализ внутри ЦБУ был сосредоточен на трех аспектах [2]:

Правовая база: юридических полномочий ЦБУ было достаточно для выпуска электронных счетов в дополнение к бумажным.

Безопасность: кибер- и информационные риски были разумно снижены, а другие риски (например, финансовые и репутационные) были разумно хеджированы.

Технология: компоненты системы (например, производство электронного песо, цифровое хранилище, цифровые кошельки, транзакционная система, инфраструктура и т. д.) и непрерывность бизнеса были успешно протестированы.

Пилотный проект длился шесть месяцев, и после апреля 2018 г. цифровая валюта была уничтожена. Общий объем выпуска был ограничен 20 млн уругвайских песо (670 тыс. долл. США). Пилотный проект был основан на токенах; сотовые телефоны ANTEL, общественной компании связи, были доступны, но ограничены 10 тыс. пользователей мобильных телефонов [6]. Электронные кошельки также были ограничены 30 тыс. уругвайских песо (1000 долл. США) для каждого пользователя и 200 тыс. уругвайских песо для каждого зарегистрированного бизнеса. Электронное песо можно было бы использовать для платежей в зарегистрированных магазинах и для одноранговых переводов между зарегистрированными пользователями.

Пилотный проект был разработан в три этапа. На первом этапе, начиная с отраслевых консультаций и коммуникаций с общественностью, ЦБУ выпустил 20 млн уругвайских песо в цифровом виде (e-Peso), которые были переведены в виртуальное хранилище, а затем перевел первые 7 млн электронных песо в redpagos. На втором этапе, начинающемся в ноябре 2017 г. в течение 6 месяцев, добровольные участники с мобильными телефонами ANTEL установили приложение e-Peso (цифровой кошелек) и вносили наличные через redpagos (поощрения для первых 1000). Для активных пользователей существовали случайные ежемесячные денежные поощрения, а совершение транзакций с электронными песо было разрешено до апреля 2018 г. [3]. На третьем этапе произошел процесс обналичивания через redpagos, что позволило вернуть электронные песо в ЦБУ для уничтожения и оценки пилотного проекта и принятия решений о дальнейших шагах.

Основные характеристики пилотного проекта были следующими. Все операции имели мгновенные расчеты и не требовали подключения к интернету (только линия мобильного телефона). Операции были анонимными, но отслеживались с помощью кошельков пользователей (разработанных IN Switch) и зашифрованного глобального менеджера электронных купюр (GEM, разработанного компанией Giori).

Электронные песо были защищены в GEM, даже если пользователи теряли свои телефоны или пароль цифрового кошелька. Уникальные, отслеживаемые купюры предотвращают двойные расходы и фальсификацию. Взаимозаменяемость цифровых банкнот затруднена, но GEM может меняться автоматически.

Платформа действовала как реестр владельцев банкнот. В каждом мобильном телефоне был цифровой кошелек для совершения транзакций, что сводило на нет необходимость подключения к Wi-Fi [7].

После уничтожения всей цифровой валюты был этап оценки. До сих пор нет решения о втором пилотном проекте через банки и другие финансовые учреждения.

Моралес-Ресендис описывает пилотный план электронного песо, сравнивая его с другими розничными проектами CBDC [3]. С точки зрения платежной экосистемы будущие пилотные проекты электронного песо подразумевают сильный импульс для консолидации электронных средств платежей; с того момента, как CBDC будет частью каждого электронного кошелька, он станет универсальным подтверждением всей экосистемы.

СЕМЬ УРОКОВ ИЗ ПИЛОТНОГО ПЛАНА ЭЛЕКТРОННОГО ПЕСО

1. Репутация: стебель денежного цветка

Диаграмма денежного цветка Венна, представленная Баронтини, показывает таксономию денег по четырем свойствам: эмитент, форма, доступность и технология [2]. Эта диаграмма полезна при пересмотре предыдущей ситуации с возможным CBDC, для которого отсутствовал лепесток «эмитент». Наличные были не в трех лепестках цветка, а в его стебле, а центральные банки выпускали деньги, чтобы прокормить цветок. С этой точки зрения важно проанализировать мотивы некоторых центральных банков рассмотреть возможность выпуска цифровой валюты. Это новый лепесток или новый способ подкормки цветка [2].

Основные мотивы для цифровой валюты общего назначения в дополнение к наличным деньгам включают более прочную основу для платежной системы, доступность, конкурентоспособность и эффективность. Цифровая валюта также улучшит доступ к финансовым услугам и снизит операционные расходы на наличные деньги.

Сила платежной инфраструктуры зависит от уязвимости, безопасности и доступа. В мире, где технологии расширяют возможности платежных средств, такие аспекты, как корпоративное управление пользователя, становятся решающими для обеспечения того, чтобы это средство полностью выполняло свои функции. Этот аспект корпоративного управления является ключевой задачей для центральных банков, которые играют конечную роль в выпуске денег для всего населения, сохраняя надежность платежей. Другой стороной этой проблемы является заинтересованность центральных банков в снижении рисков, связанных с управлением физической валютой, а также рисков ПОД/ФТ. Что касается схемы «денежный цветок», элементы управления KYC являются частью элементов, питающих стебель [2]. Этот элемент имеет решающее значение для понимания других проектных решений, поскольку этот аспект имеет центральное значение для репутации.

Репутационный риск является частью ключевой дискуссии о корпоративном управлении центральных банков [8]. Решение о внедрении пилотного плана CBDC, помимо существующей неопределенности в отношении развития технологий и киберрисков, будет основываться на репутации центральных банков и их способности сохранять доверие общества к (цифровым) платежным средствам. Таким образом, при рассмотрении CBDC центральные банки определяют, улучшит или ухудшит ли это их репутацию и доверие к деньгам. Эта репутация станет стеблем цветка и будет способствовать росту нового лепестка.

2. Мотивация: от финансовой доступности до культурных аспектов

Согласно международному опыту, мотивы CBDC различаются, но финансовая доступность и культурные факторы часто являются ключевыми. Когда во многих странах со слаборазвитыми финансовыми системами была введена политика финансовой доступности, CDBC не был вариантом для улучшения ограниченной доступности. Продвижение электронных платежей, банкоматов и торговых точек (POS) увеличилось в Уругвае после того, как Конгресс принял Закон о расширении доступа к финансовым услугам в 2014 г. [1]. Рассмотрение цифровой валюты, выпущенной Центральным банком, сначала рассматривалось как конкуренция с частными электронными платежными средствами.

Это было частью мотивации для исследования использования наличных денег. Использование наличных для небольших платежей является правилом, и ограничение CBDC небольшими суммами для каждого пользователя является стратегией использования наличных без ущерба для других инструментов. Результаты показывают, что эта проблема была полностью решена с помощью пилотного плана e-peso, в основном небольшие платежи были выпущены в течение шести месяцев, а также были выпущены одноранговые платежи.

Цель шведского Riksbank в исследовании электронной кроны почти такая же. Доступность финансовых услуг не является большой проблемой для Швеции, но сокращение использования наличных денег является мотивацией для выпуска цифровой валюты. Пожилым людям и другим уязвимым группам, которые могут иметь доступ только к наличным деньгам, могут понадобиться электронные платежные средства, выпущенные Riksbank [1].

Так или иначе, даже когда цифровая валюта считается заменой наличных денег, ее также можно рассматривать как дополнение к наличным деньгам. Использование наличных денег по-прежнему существует не только в целях расширения доступа к финансовым услугам, но и по культурным соображениям [5]. Пожилые люди и те, у кого мало финансового образования, видят некоторую добавленную стоимость в наличных деньгах, поэтому изменение в использовании будет медленным и должно соответствовать различным предварительным условиям: оно должно быть простым, доступным и заслуживающим доверия [4]. Более того, это изменение может быть частью программы финансового образования для всех заинтересованных сторон, которая объясняет, как Центральный банк может дополнять денежные варианты для всего общества и как все могут извлечь выгоду.

3. Технология: чем проще, тем лучше

Важность технологии распределенной бухгалтерской книги (DLT) выросла из-за криптовалют и других финансовых инструментов, поэтому было естественно рассматривать ее как способ внедрения CBDC. Кроме того, в ранних обсуждениях цифровых валют была общая путаница с технологией блокчейн и пилотным планом электронного песо.

Технология изменилась быстрее, чем ожидалось, и применение DLT ко многим проблемам обмена информацией стало краеугольным камнем для новых решений старых проблем. Однако пилотный план электронного песо выбрал другой способ управления электронной платформой для выпуска денег. Функция платформы представляет собой реестр прав собственности на цифровые банкноты, привязанный к номеру телефона без DLT. Для мгновенного расчета не требуется подключение к интернету (только линия мобильного телефона). Платформа была анонимной, но отслеживаемой; у пользователей были цифровые кошельки; и безопасность была разработана для тех, кто потерял свои телефоны или пароль цифрового кошелька. Банкноты были уникальными, и их можно было отслеживать, чтобы предотвратить двойные расходы и фальсификацию.

Проект был разработан, чтобы иметь самое простое решение для управления цифровой валютой. На данном этапе пилотного проекта не было необходимости в DLT, и вместо формы, основанной на учетной записи, была выбрана система на основе токенов, чтобы воспользоваться преимуществами расширенного использования мобильных телефонов в Уругвае [2]. Результаты были положительными без каких-либо технических инцидентов. Даже если на следующих этапах пилотный банк может быть включен, технологическое решение должно оставаться максимально простым, поскольку необходимо контролировать работу системы и проблемы киберрисков. Результаты пилотного проекта e-Peso показывают, что сообщений о проблемах с подключением или передачей операций не поступало, поэтому сеть хорошо поддержала пилотный проект.

4. Операционный риск: «печатание денег»

CBDC можно рассматривать как цифровую версию печати физических денег. Каждая цифровая банкнота e-Peso содержит идентификационный серийный номер, чтобы цифровые банкноты можно было отследить до конкретного пользователя, и каждый раз, когда операция завершена, цифровые банкноты могут быть разделены на банкноты меньшего номинала со своим собственным идентификационным серийным номером. Этот процесс имеет два важных последствия; каждая цифровая банкнота включает аспекты безопасности, и использование каждой банкноты можно отследить от одного кошелька к другому. Эта модель идентификации и мониторинга является одним из важных способов снижения операционного риска от двойного расходования и фальсификации.

Пилотный план CDBC подразумевает разработку четкого и контролируемого жизненного цикла цифровой валюты. Весь процесс ввода, обращения и выдачи наличных и постоянный контроль за количеством валюты, находящейся в обращении, имеют решающее значение с операционной точки зрения. Пилотный проект электронного песо передал этот процесс на внешний подряд с четкими обязанностями и постоянным контролем над каждым шагом. Определение требований в процессе обращения CDBC имело решающее значение для успеха пилотного проекта. Были протестированы все компоненты системы: производство e-Peso, цифровые хранилища, цифровые кошельки, транзакционная система, инфраструктура и непрерывность бизнеса [1]. Процесс обналичивания прошел быстрее, чем ожидалось, но вывод средств занял более двух месяцев после окончания пилотного проекта, и вся цифровая валюта была окончательно уничтожена.

Все еще остаются вопросы о конфиденциальности владения и информации о транзакциях. Процесс легитимации удовлетворил все требования к конфиденциальности. Несмотря на то что система располагает всей информацией, анонимность третьей стороны скрывает личность всех участников транзакции. Тем не менее важно, кто управляет всей этой информацией и как правовая система работает с ней.

5. Токены как решение

Дизайнерское решение CBDC на основе токенов, которое предполагает передачу токена непосредственно между кошельками, во многих отношениях сработало должным образом. Процесс проверки подлинного токена, гарантирующий, что электронное песо не было дублировано, был успешно проверен. В приложении для мобильного кошелька не было сбоев в операциях, и во всех случаях пользователи могли совершать платежи без задержек или неудобств. Этот дизайн был интересен для тех слоев населения, у которых ограниченный доступ к банковским счетам, и использовался для небольших платежей, в основном связанных с повседневными потребностями.

Все данные пилотного плана e-Peso показывают, что мобильный телефон был полезным инструментом для внедрения CBDC на основе токенов без участия других посредников, участвующих в реализации, и, похоже, это простой способ взаимодействия с CBDC. Даже если рассматривается гибридная система, на дальнейших этапах токен будет необходимым условием разработки для обеспечения универсального внедрения.

Совместимость была важной проблемой в процессе проектирования, поскольку модульный подход к внедрению остальных агентов платежной экосистемы является необходимой частью этого решения. Несмотря на то что банковская система не была частью пилотного проекта, она следовала разработке плана, и с точки зрения банковской системы взаимодействие электронного песо с другими электронными платежными средствами вполне достижимо [6]. Включение электронного песо во многие другие электронные кошельки, которые уже предлагают некоторые банки, является способом взаимодействия с CBDC.

6. Использование денег: небольшие платежи и переводы

Одним из важных результатов пилотного плана электронного песо было рассмотрение способа использования цифровой валюты. Большинство транзакций касалось небольших платежей и переводов. Переводы между партнерами с помощью электронных песо были очень распространены в течение пилотного периода. Количество операций увеличилось с процессом обучения пользователей. Переводы между партнерами с помощью электронных песо были очень распространены в период внедрения.

Другой проблемой является культурное использование денег. Почти все участники использовали электронное песо одинаково, что было неудивительно, поскольку добровольцы были знакомы с электронными платежными средствами.

Что касается гендерного подхода, то и женщины, и мужчины использовали электронное песо в пилотном проекте. Женщины совершали транзакции по мере того, как они знакомились с e-Peso. В конце пилотного плана количество транзакций женщин было в два раза больше, учитывая платежи, разрешенные пилотным планом, которые могут быть вызваны транзакциями домашних хозяйств. В случае одноранговых платежей разница между мужчинами и женщинами была небольшой.

Вся эта информация свидетельствует об использовании CBDC в качестве действенного инструмента для небольших платежей, который представляет собой использование наличных денег не только в странах с низким уровнем финансовой доступности, но и в странах с развитыми финансовыми системами, которые стремятся к универсализации электронных платежных средств. Если CBDC будет доступным и простым, им смогут пользоваться все; но если нет, его можно будет использовать только для специальных платежей и опытных пользователей.

Поскольку CBDC является действительным инструментом, важно, как он внедряется в платежную экосистему и как это влияет на существующие платежные средства, что рассматривается в заключительном уроке.

7. Дополнение против конкуренции

Наконец, пилотные планы CBDC вызвали несколько предупреждений о конкуренции в банковском секторе. Первый вопрос для обсуждения: конкурирует ли CBDC с банковскими депозитами и насколько важны более высокие ставки по депозитам для сохранения конкурентоспособности. Кроме того, CBDC может конкурировать с поставщиками платежных услуг, что ставит под сомнение отказ от посредничества.

Хотя для широкого использования CBDC потребуется некоторое время, одним из очень важных моментов пилотного плана e-Peso было введение ограничения на количество электронных денег в электронном кошельке. Это согласуется с международной дискуссией [2]. Основное использование электронных песо такое же, как и наличных, для совершения небольших платежей, а не для конкуренции с другими платежными средствами или, по крайней мере, для того, чтобы не конкурировать иначе, чем наличные деньги. С другой точки зрения, CDBC поощряет потенциальные новые услуги и может повысить эффективность платежных средств.

ВЫВОДЫ

CBDC — это вызов для центральных банков и политиков [1]. Реализация пилотных планов и исследований — это способы узнать о возможностях CBDC и изучить потенциальное использование, предоставляя новые возможности населению в повседневной жизни. Разработка, внедрение и обмен уроками пилотных проектов CBDC представляется правильным направлением для глобального ответа на этот вызов.

Репутационный риск и риски кибербезопасности являются двумя основными аспектами, с которыми сталкивается центральный банк при разработке CBDC [5]. Все текущие пилотные планы позволяют центральным банкам тестировать различные решения, но они открывают новые вопросы о том, как вся платежная система будет внедрять новый финансовый инструмент.

Пилотный план электронного песо был разрушительным не только из-за простоты его дизайна, но и изза демонстрации того, что токены и централизованные вычислительные решения могут быть частью окончательного решения CBDC.

С точки зрения процесса это можно рассматривать только как первый шаг в глобальном подходе, направленном на снижение рисков с учетом экономической эффективности. Другие центральные банки принимают различные проектные решения: решения DLT, CBDC на основе учетных записей и дифференцированные процентные ставки, а не жесткие ограничения среди прочего [4]. Исследования центральных банков обогатят опыт, а уроки, извлеченные из каждого процесса, дадут больше информации для принятия более эффективных решений. Будущие шаги в области исследований будут включать роль посредников частного сектора в этом процессе, особенно банков.

Наконец, выбор CBDC центральным банком должен основываться не только на технических соображениях, но и на культурных аспектах использования денег. Это подразумевает целостную оценку платежной среды и четкое понимание культурных последствий изменений, которые будут постепенными, но необратимыми. Это означает, что исследования CBDC должны касаться не только технических вопросов, но и специфических аспектов: организация экономики, исторические аспекты и даже социальные. Более того, поиск бесконтактных платежных средств будет частью повестки дня любого центрального банка, участвующего в создании более безопасной и доступной платежной системы.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Финансирование. Исследование выполнено на безвозмездной основе.

Conflict of interest. The author declare no conflict of interest.

Financing. The research was performed free of charge.

Язык статьи:
Действия с выбранными: